Михаю Гимпу придется непросто: и с Брюсселем поладить, и с Москвой не поссориться.
Фото ИТАР-ТАСС
В конце минувшей недели президент Молдавии Владимир Воронин официально сложил полномочия главы государства, чем поставил точку в восьмилетнем правлении коммунистов в стране. Управление республикой перешло к «Альянсу за европейскую интеграцию» – коалиции четырех партий либерально-демократического толка, известных своей западной направленностью. В связи с этим в стране ожидают активизации диалога с Евросоюзом и скорых преференций со стороны Брюсселя.
Смена власти в Молдавии состоялась – коммунисты ее сдали, либеральные демократы приняли. И на нынешней неделе намерены решить вопрос с правительством. Именно этот момент, а вовсе не избрание президента является сегодня главным, заметил «НГ» директор Европейского института в Молдавии Виорел Чиботару. Он считает, что и.о. президента Михай Гимпу в понедельник–вторник представит парламенту кандидатуру премьера, скорее всего им станет лидер Либерал-демократической партии Влад Филат. В течение 10 дней он должен будет подготовить программу действий правительства и сформировать кабинет министров. После утверждения новой министерской команды депутатами новое правительство начнет работу, которая не остановится в случае неизбрания парламентом президента. И вообще президент перестает быть фигурой, которая, как было при Воронине, и олицетворяла собственно власть – он был лидером правящей партии и через абсолютное парламентское большинство управлял парламентом и правительством, а также определял основные вехи внешней политики. Несмотря на то, что в парламентской республике, которой является Молдавия, у президента урезанные полномочия. Теперь, обещают представители новой власти, все изменится. И фигурой номер один в республике станет глава правительства. Как получится на самом деле, будет видно позже. А пока страна живет с новым парламентом, но без правительства. Его депутаты обещают сформировать в ближайшее время. А затем дойдет очередь и до президента.
На то, чтобы избрать президента, закон отводит два месяца. Если в течение этого срока глава государства назван не будет, то стране придется пережить еще одни парламентские выборы. Но когда они могут быть, точно не скажет никто: Конституция говорит о годовом периоде, но не уточняет, должны ли выборы пройти в течение этого года или после его истечения. Так что здесь предстоит поработать Конституционному суду, который и должен будет объяснить народу, что, когда и почему. Парламентское большинство между тем постарается использовать образовавшийся временной люфт для того, чтобы вернуть практику прямых президентских выборов. Об этом ранее «НГ» говорил лидер молдавских демократов, экс-спикер парламента и наиболее вероятный кандидат в президенты на предстоящих выборах в парламенте Мариан Лупу. По его убеждению, без возвращения к всенародным выборам главы государства республика не сможет выйти из политического кризиса. Эта практика, кстати, существовала в Молдавии до 2000 года, а Воронин стал первым президентом, которого избирал не народ, а депутаты. Вопрос о замене общенародных выборов на внутрипарламентские не был вынесен на референдум, и решение принималось келейно.
В Европе внимательно следят за происходящим в Молдавии. Как передает молдавское агентство «ИНФОТАГ» со ссылкой на web-страницу ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), 9 сентября на встрече в Париже принят проект резолюции о функционировании демократических учреждений в Республике Молдова. Отчет составлен содокладчиками ПАСЕ по Молдове Жозетт Дюрье и Эгидиусом Варейкисом. В проекте резолюции комитет по мониторингу отмечает, что выборы 29 июля не разблокировали политическую ситуацию в Молдавии, сложившуюся после 5 апреля (первая дата выборов). «Необходимо, чтобы парламент избрал президента. Коль скоро государственные учреждения начнут функционировать, следовало бы немедленно заняться реформами, касающимися конституционных поправок, чтобы избежать в будущем аналогичного блокирования», – уточняется на сайте ПАСЕ. Проект резолюции будет обсужден 29 сентября на осенней сессии ПАСЕ. Однако быть ли президенту избранным, зависит не только от правящего альянса. Без коммунистов (48 мест в парламенте из 101) либерал-демократам главу государства не избрать – не хватит голосов. Разве что за два месяца им удастся «купить» восемь депутатов из противоположного лагеря.