Грузинский лидер часто выдает желаемое за действительное.
Фото Reuters
Среда выдалась важной для Грузии. На Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) рассматривались вопросы российско-грузинской войны с угрожающими, по настоянию Тбилиси, последствиями для России. А на 63-й Генассамблее ООН – предложенная Грузией резолюция о положении беженцев из Абхазии и Южной Осетии. Деятельная натура президента Михаила Саакашвили с томительным ожиданием результатов заседаний мириться не могла.
В первой половине дня в президентской резиденции Саакашвили принял детей-беженцев. Он провел экскурсию по особняку, показал свой кабинет и разрешил желающим посидеть в президентском кресле. Общение с детьми пришлось по душе Михаилу Николаевичу, и он продолжил его в Мтацминдском парке, восстановленном на средства покойного миллиардера Бадри Патаркацишвили. Неизвестно, сообщил Саакашвили об этом детям, но надежду на скорое возвращение в родные места им дал.
После полудня президент находился в Телави – крупном городе винодельческого региона Грузии Кахети. Ему предстояло открыть первые 10 километров строящегося автобана и принять участие в третьем «Отчете правительства» – выставке достижений министерств Грузии, на которой желающие могут подойти и задать вопрос членам правительства. До Телави «Отчеты» прошли в Тбилиси и Рустави. Но в Телави было и нечто новое.
Около передвижной трибуны расположили арбу, «Запорожец», «ГАЗ-24», подержанный «Опель» и новенький кабриолет «Мерседес». Оказалось, что на обновлении грузинского автопарка Саакашвили решил продемонстрировать динамику экономики. Дело в том, что в рейтинге Всемирного банка (ВБ) Грузия заняла 11-е место в мире по простоте бизнес-условий. Рассказывая об этом достижении, о перспективах обогнать США и Гонконг, президент обращался к упомянутым средствам передвижения. Сравнил арбу с Россией, где «бизнесом невозможно заниматься из-за коррупции, из-за того, что полиция может отнять его», заметил, что «про остальные бывшие советские республики и говорить нечего». Попутно аудитория узнала о том, что Саакашвили дважды попадал в ДТП – в 4-летнем возрасте на «Запорожце», а потом на «ГАЗ-24» – «тут рядом, на кахетинской трассе». «Мы работали и пересели в «Опель» – хорошую машину... А теперь вступили в высшую лигу экономики, как сегодня вечером наши баскетболисты могут перейти в высшую лигу, – вспомнилось президенту о вечернем матче Грузия–Белоруссия, – и вот кабриолет... Но нам надо работать, чтобы пересесть в «Феррари» или «Порш», то есть оказаться в первой пятерке... Именно на «Мерседесе» я поеду открывать новую дорогу». Сев за руль и помахав на прощанье рукой, Саакашвили умчался к строящемуся автобану, оставив степенных жителей Кахети в размышлениях: как соотнести 11-е место в мире с убитым градом урожаем винограда.
Эксперт-экономист Демур Гиорхелидзе назвал рейтинг ВБ условным. По его словам, реальное положение не такое и благоприятное, особенно в регионах – до развитых стран далеко. «Банковский сектор фактически не выдает кредитов начинающим бизнесменам. Власти не заботятся о них ни на законодательном, ни на институциональном уровнях. Тут мы, наверное, на последнем месте, что порождает вопросы к рейтингу», – заявил он журналистам.
А Саакашвили тем временем, тепло поприветствовав выстроившихся в ряд строителей автобана, задумчиво стал ковырять покрытие новой дороги. Ему доложили, что строится она по евростандартам по новейшим технологиям. «Правильно, – похвалил президент. – А то укладывали тонкий слой асфальта – деньги разворовывали...»
Вечером, сменив стильную белую рубашку на спортивную одежду, Саакашвили с супругой Сандрой во Дворце спорта переживал за сборную Грузии по баскетболу. Она не подвела и вышла в высшую евролигу. Президент, несмотря на недовольство охраны, пошел в толпу поздравлять спортсменов. А еще спустя минут 40 местные телеканалы показывали брифинг с лужайки президентской резиденции.
Успевший облачиться в безукоризненный костюм, Саакашвили объявил о «дипломатическом поражении России в ООН», где, несмотря на ее давление, шантаж, попытки подкупа, большинством голосов была принята резолюция, согласно которой беженцы Абхазии и Южной Осетии имеют право вернуться в родные места. При этом президент подчеркнул: важно, что «в принятом документе Абхазия и Южная Осетия упомянуты как территории Грузии».
О заседании ПАСЕ он ничего не сказал. Там дела обстояли хуже – требование лишить Россию права голоса, пока она не освободит оккупированные территории, не обеспечит доступ международных наблюдателей и возвращение беженцев и не откажется от признания суверенитетов Абхазии и Южной Осетии, не нашло поддержки.
Впрочем, с практической точки и успех в ООН не столь значителен. Как сказал журналистам политолог Сосо Цинцадзе, «Генассамблея ООН – не Совбез, и его решение не будет обязательным для исполнения». По его словам, сенсации в этой резолюции тоже нет – требование вернуть беженцев в родные дома зафиксировано во всех документах ООН с 1998 года.