Ющенко знает, кто виновен в его злоключениях.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Украина приближается к развязке двух самых громких уголовных дел в истории страны – об убийстве в 2000 году журналиста Георгия Гонгадзе и об отравлении в 2004 году оппозиционного кандидата на пост президента Виктора Ющенко. Социологи утверждают, что запланированные на осень сенсационные разоблачения повлияют на тональность предвыборной кампании в целом, однако вряд ли способны изменить финишный расклад сил в борьбе за президентское кресло.
На этой неделе Ющенко в интервью иностранным СМИ неожиданно заявил о завершении расследования дела о его отравлении, хотя генпрокурор Александр Медведько буквально накануне сказал журналистам, что не уверен, завершится ли расследование до президентских выборов в январе 2010 года. «Расследование завершено, прокуратура привлекла около тысячи свидетелей.
Я сам несколько раз ходил в Генпрокуратуру давать показания. Не дали показаний несколько народных депутатов, среди них и лидер оппозиции Виктор Янукович», – рассказал Ющенко. По его словам, люди, непосредственно причастные к организации отравления, уже четыре года находятся в Москве. Среди обвиняемых – бывший замглавы Службы безопасности Украины (СБУ), повар и лицо из обслуживающего персонала. Ющенко пожаловался: «Я трижды обращался к президенту России и просил, чтобы их допросили украинские следователи. Следователи готовы провести допрос в нашем посольстве в Москве».
В то же время украинский лидер анонсировал скорое раскрытие дела Гонгадзе, которое он назвал «делом чести». «Президент не имеет права контролировать судебный процесс. Но раскрытие убийства Гонгадзе – для меня дело чести... Три лица, которые были непосредственно задействованы в убийстве, уже осуждены. И я этим горжусь», – рассказал Ющенко, отметив, что отдельные представители окружения Юлии Тимошенко планомерно противодействовали следствию.
О том, что резонансные уголовные дела могут вылиться в предвыборное сведение счетов между бывшими соратниками по оранжевой революции, в Киеве заговорили давно. В июне журналисты во время телеэфира спросили Юлию Тимошенко, предполагает ли она, что может накануне выборов оказаться в роли обвиняемой. «Выяснить обстоятельства, на мой взгляд, можно было бы давно, потому что в Генпрокуратуре работают те команды, которые полностью подотчетны и подконтрольны президенту┘» Она сказала, что правительство выделило деньги на создание в Украине специализированной лаборатории, позволяющей провести все необходимые анализы. Премьер попросила, «чтобы Генпрокуратура и следственная группа, которая этим занимается, начали с одной важной вещи. Сделать анализы в присутствии международных экспертов и просто один раз посмотреть на анализы, что там такое».
Хотя Тимошенко взвешивала каждое слово в своем комментарии, но ее нынешний соратник и бывший личный друг Ющенко Давид Жвания ранее заявил, что отравления в виде покушения на убийство кандидата на пост президента не было. Члены парламентской следственной группы, допрашивавшие свидетелей, утверждали, что многие детали дела были фальсифицированы еще в 2004 году окружением Ющенко. Депутаты говорят, что из числа подозреваемых можно исключить бывшее руководство СБУ, хотя именно этих людей обвиняет президент.
Пока политики осторожно обменивались намеками, следствие в июле арестовало главного подозреваемого по делу об убийстве журналиста Гонгадзе – бывшего генерала МВД Алексея Пукача. А в конце августа точно так же постановочно-слаженно был задержан в Киеве разыскиваемый много лет экс-подполковник СБУ Валентин Крыжановский. Причем сразу же была обнародована информация о том, что он успел получить российское гражданство. От Пукача ждут показаний о заказчиках убийства журналиста, что позволяет политикам уже сейчас шантажировать друг друга. Хотя представители всех политических лагерей признают, что Пукач по рангу не мог лично общаться ни с кем, кроме погибшего при странных обстоятельствах экс-главы МВД Юрия Кравченко.
Крыжановский может считаться не ценным, а опасным свидетелем. Находясь в России, он в интервью сказал: «Смешко и Сацюк (экс-руководители СБУ. – «НГ») не подсыпали Ющенко яд. Смешко и Ющенко – давние друзья, а Сацюк работал в банке «Украина» с нынешним президентом. Бывших руководителей СБУ просто сделали крайними». Он также рассказал, что «дело Гонгадзе стало для СБУ самоцелью, особенно когда Ющенко пришел к власти и пообещал Западу найти убийц журналиста. Я знаю, что тело, которое выдают за труп Гонгадзе, не имеет к нему отношения. Все исследования, которые делались, были несерьезными. Это понимает даже мать Гонгадзе – она отказывается хоронить тело».
Какие показания дают задержанные – неизвестно. Однако представители окружения Ющенко уверяют, что до завершения срока президентских полномочий глава государства выполнит обещание о раскрытии уголовных дел. «Возможно, для Виктора Ющенко как человека важно поставить точку в этих затянувшихся историях – действительно «дело чести», – сказал «НГ» руководитель политико-правовых программ Центра им. Разумкова Юрий Якименко. Он выразил сомнение, что оба процесса повлияют на рейтинги основных кандидатов: «Все обвинения нужно еще доказать. Против Тимошенко играть сложно, почти невозможно, ведь именно она возглавила акции протеста «Украина без Кучмы» за два года до оранжевой революции. Что касается подозрений в ее причастности к отравлению Ющенко, то такие слухи вправду время от времени возникают. Но доказательств нет никаких».
Эксперт допускает, что ставка делается не на понижение рейтингов других кандидатов, а на повышение популярности Ющенко. По данным социологов, всплеск симпатий украинцев к президенту был зарегистрирован после того, как он в начале лета в прямом эфире рассказал, что за первые два года президентства перенес 26 операций, каждая из которых длилась несколько часов. Никто об этом не знал, поскольку, по словам Ющенко, он ложился в больницу, «когда все шли отдыхать – в пятницу вечером, а в понедельник уже выходил на работу».
Доктор социологических наук Александр Вишняк считает, что ситуативные всплески симпатий к тому или иному политику практически не влияют на предвыборную картину в целом. «Если весной было три основных кандидата – Тимошенко, Янукович и Яценюк, то к июлю разрыв между Тимошенко и Яценюком достиг 6–8%. Это означает, что победители первого тура выборов уже известны – на первом месте Янукович, на втором Тимошенко. Кто победит во втором туре – зависит от развития мирового экономического кризиса: вторая волна кризиса уничтожит украинскую экономику и рейтинг Тимошенко. Но если таковой не будет, Тимошенко может победить с легкостью, ведь она в отличие от Януковича демонстрирует активную позицию, волю к победе, она берет энергией и натиском».
Что касается резонансных дел, то Вишняк считает, что они не повлияют на настроения избирателей: «Граждан так долго водили за нос, что никто уже не поверит в честность и результаты расследования». По этой же причине политологи и социологи считают напрасной тратой сил и времени «российскую линию» в обвинительных заявлениях Ющенко и его окружения. Очевидный акцент в предвыборной кампании украинского президента не позволит ему даже приблизиться к рейтингам основных кандидатов, считают эксперты. Они отмечают, что единственная роль, которую могут сыграть громкие разоблачения на нынешних украинских выборах, сводится к выбросу компромата в период между первым и вторым туром выборов. Отвечая на вопрос «НГ», Александр Вишняк признал, что прямое и доказанное обвинение в адрес Тимошенко в условиях выбора между ней и Януковичем может сыграть на победу лидера оппозиции: «Но ведь и Януковича могут обвинить┘»
Руководитель занимающегося социологическими исследованиями фонда «Демократические инициативы» Илько Кучерив отметил, что возвращение к старым громким уголовным делам власти могло понадобиться вовсе не для повышения или понижения рейтингов: «Сейчас идет борьба за неопределившийся электорат, за голоса людей, не доверяющих никому из политиков». По его словам, таковых на выборах 2010 года может быть рекордно высокое количество – по крайней мере 20%. На мнение этих людей может повлиять что угодно – распространяемые соседями слухи, новость по радио, обвинение с телеэкрана. «Они идут на избирательный участок, потому что так привыкли, так нужно, а выбирают в последнюю минуту», – поясняет эксперт, добавляя, что случайный эмоциональный выбор этих людей может определить победителя президентской гонки.
Киев