Белоруссия может отказаться от присутствия офиса ОБСЕ на своей территории. Об этом в среду вечером заявил глава администрации президента Владимир Макей на встрече с руководителем офиса ОБСЕ в Минске Хансом-Йохеном Шмидтом по поводу окончания его дипломатической миссии.
«Белорусская сторона вынуждена серьезно задуматься над перспективами дальнейшей деятельности офиса ОБСЕ в Минске, в том числе в отношении назначения его нового руководителя», – цитируют Владимира Макея официальные источники. По мнению чиновника, «объективных оснований для существования полевого присутствия ОБСЕ в Беларуси нет». Макей высоко оценил деятельность Шмидта на посту главы офиса, под руководством которого «офис работал конструктивно и взвешенно».
По его словам, власти Белоруссии не понимают претензий, выдвинутых «со стороны отдельных стран – членов организации и представителей радикальной оппозиции» и огорчены досрочным отъездом дипломата. Все произошедшее белорусская сторона рассматривает как попытку оказать давление на офис ОБСЕ в Минске. А поэтому такой управляемый офис Минску не нужен, сказал Владимир Макей.
Ханс-Йохен Шмидт вынужден досрочно покинуть свой пост из-за многочисленных жалоб белорусской оппозиции и даже сотрудников офиса. Первые обвиняли его в сговоре с властями, вторые – в незаконных увольнениях сотрудников и даже сексуальных домогательствах. Последней каплей стало участие представителей офиса ОБСЕ в деле волковысских предпринимателей, которых приравнивают к политическим заключенным.
Как сообщалось ранее, в Минск по приглашению Шмидта для независимой экспертизы обстоятельств этого дела приезжал немецкий эксперт Мартин Финке. Изучив ситуацию, он обнародовал заявление о том, что «в деле все законно и нет никаких нарушений». Белорусскую оппозицию возмутил не только вердикт зарубежного эксперта, но и таинственность, окружавшая его визит. К тому же Финке признался журналистам, что во время «экспертизы» он посещал только МИД Белоруссии и встречался только с теми, кто ведет это дело. «Я, естественно, был ограничен той информацией, которую мне давали следователи, и предоставленными документами», – сказал он в интервью белорусской газете «Наша нива».
Оценивая этот инцидент и деятельность офиса в целом, председатель оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько назвал офис ОБСЕ «кулуарным советником белорусских властей». Он упрекнул дипломатов в нежелании контактировать с оппозицией. В частности, при разработке изменений в избирательное законодательство, которое курирует ОБСЕ, предложения, подготовленные оппозицией, не были приняты во внимание. В интервью Ханс-Йохен Шмидт говорил, что вопрос соблюдения прав человека в Белоруссии не является определяющим, в то время как все международные институты делали акцент именно на этом. При этом дипломат оправдывался тем, что для эффективной деятельности офису ОБСЕ необходимо сотрудничать с властями.
Наблюдатели в Минске, комментируя ситуацию, напоминают о том, что тема политзаключенных и прав человека весьма актуальна для белорусских властей. От взаимопонимания по этим вопросам зависят отношения Белоруссии с Европой, США и международными институтами. Если Белоруссия будет следовать демократическим принципам, то может рассчитывать на отмену санкций и получение дешевых кредитов. Поэтому желание властей «закрыть» больной вопрос любой ценой понятно и объяснимо. Вмешательство оппозиции и отзыв удобного дипломата нарушили планы администрации Лукашенко. Нежелание видеть другого главу офиса и сам офис – своеобразная месть ОБСЕ, считают минские эксперты. При этом официальный Минск не отказался от идеи улучшить имидж страны и ее руководителя на международной арене. Вчера в СМИ появилась информация о том, что переговоры о контракте Белоруссия ведет с лондонским Институтом государственных идеологий.
Минск