В условиях кризиса для жителей Белоруссии значимы любые инвестиции.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Вчера премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский в ходе визита в Польшу, связанного с мероприятиями по поводу 70-летия начала Второй мировой войны, встретился с польским коллегой Дональдом Туском. Между двумя странами, несмотря на внешнее спокойствие, есть ряд проблем. Переговоры премьер-министров дали надежду на их разрешение.
Несмотря на характер визита Сергея Сидорского, доля экономических вопросов, обсуждаемых в ходе встреч в Польше, достаточно высока. Сегодня он завтракал с руководством Поморского воеводства и региональной Экономической палаты Поморья. Вчера же провел переговоры с руководством компаний «Электробудова», «Фамур», «АКJ Инвестмент», «Кульчик холдинг». Эти компании рассматриваются Минском в качестве потенциальных инвесторов в белорусскую экономику. В частности, с предприятием «Кульчик холдинг» имеется договоренность о строительстве угольной станции. Объем инвестиций оценивается в 1 млрд. долл. Есть у Сидорского и торговый интерес. По данным пресс-службы правительства, товарооборот между двумя странами в этом году снизился на 50%. Правда, торговое сальдо для Белоруссии сложилось положительным (51 млн. долл.), даже несмотря на то, что экспорт снизился более чем на 55%. В то же время статистика свидетельствует о том, что взаимные поставки прекратились по 152 позициям.
Интересен визит Сидорского и с политической точки зрения. Анализ белорусско-польских отношений дает основания полагать, что еще год назад такой визит был бы вообще едва возможен. Весь период правления Александра Лукашенко между соседями были очень сложные и конфликтные отношения. В 2006 году имела место взаимная высылка дипломатов. При этом Минск обвинял Варшаву в «подрывной и разведывательной деятельности» на своей территории. Одним из «рассадников» западной демократии и проводником идей цветной революции власти считали Союз поляков в Белоруссии. Большинство белорусско-польских конфликтов были связаны именно с этой организацией. Чтобы контролировать ее деятельность, власти страны сместили с поста ее руководителя неугодного председателя Анжелику Борис и назначили своего ставленника. После этого случая в Белоруссии де-факто образовалось два Союза поляков, один из которых – неугодный властям – оказался в подполье. Только в этом году, когда под гнетом кризиса власти Белоруссии пошли на сближение с Европой, гонения на организацию прекратились и давление на нее существенно уменьшилось.
Раздражение Минска также вызывали польские политики, отстаивающие идеи белорусской демократии в европейских институтах. Негативно отнеслись власти и к закону о Карте поляка, разработанному в Варшаве, который, как уже писала «НГ», дает возможность полякам, живущим в Белоруссии, получать визы на историческую родину, учиться там. МИД Белоруссии даже заявил о намерении обратиться в международные структуры, включая Венецианскую комиссию Совета Европы, с просьбой провести юридическую экспертизу этого закона на предмет его соответствия международным нормам. Однако спустя какое-то время в Минске смирились с существованием Карты и также стали готовить закон о соотечественниках.
Минск