Заключенные американской тюрьмы могут сменить место пребывания.
Фото Reuters
В минувшие выходные грузинская телекомпания «Рустави-2» со ссылкой на The Washington Post сообщила, что Грузия может принять часть пленных, находящихся в тюрьме на американской базе в кубинской бухте Гуантанамо. Телекомпания объявила, что Вашингтон и Тбилиси провели переговоры по этому вопросу, и грузинская сторона склонна принять предложение американских партнеров. Этой же новости посвящена публикация бельгийского издания EUobserver.com.
Бельгийский ресурс пишет, что принять арестантов Гуантанамо согласились Великобритания, Франция, Ирландия, Португалия, Испания и Италия (по другим данным, Бельгия). Еще четыре государства ЕС, по утверждению издания, в частном порядке сообщили Белому дому о готовности помочь, а пять членов ЕС пока не определились.
Вашингтон, форсирующий закрытие знаменитого пенитенциарного объекта, поскольку президент Барак Обама обещал ликвидировать его к январю 2010 года, обратился с просьбой принять у себя узников Гуантанамо не только к ведущим странам Европы, но и к другим партнерам, из которых Грузия уже ответила согласием. «Во время интервью грузинские высокопоставленные чиновники даже шутили, что Тбилиси готов принять всех пленных Гуантанамо, если США расположит в Грузии военную базу», – говорится в публикации.
Лагерь Гуантанамо был основан в 2002 году для содержания заключенных, попавших в плен в ходе войны с терроризмом в Афганистане и Ираке. По некоторым оценкам, сейчас там остается 229 человек, из которых около 80 заключенных признаны невиновными и могут быть отпущены. Газета пишет, что с поиском стран, способных их принять, возникли сложности, а идее поселить в США жестко воспротивился Конгресс. Среди заключенных – граждане Алжира, Китая, Ливии, Сирии, Туниса, России, Таджикистана и Узбекистана, которые не могут вернуться на родину, где их ждут неминуемые проблемы. Частично вопрос решился с помощью островов Палау в Тихом океане и Бермудских островов, приютивших около 20 уйгуров из Китая. Вслед за Бермудами разместить у себя заключенных Гуантанамо выразила Грузия.
На планы Тбилиси нервно отреагировали в Сухуме. Чиновник абхазского правительства в беседе с корреспондентом «НГ» выразил сожаление тем, что «у грузинских властей входит в привычку принимать у себя отщепенцев, которых затем пытаются использовать в своих целях». «Мы помним, как укрывавшиеся в Панкисском ущелье формирования Руслана Гелаева осенью 2001 года пытались прорваться в Абхазию. Все это делалось, как оказалось, с ведома грузинских властей. Потому мы вправе с недоверием относиться к новой затее Тбилиси», – заявил «НГ» собеседник и в качестве доказательства своей точки зрения привел интервью министра обороны Грузии Давида Сихарулидзе агентству Associated Press в пятницу, в котором тот признал, что грузинские военные подразделения, начавшие тренинги под руководством морских пехотинцев США, могут быть использованы не только в Афганистане, как гласит официальная версия, но и для решения внутренних задач, связанных с безопасностью, в частности, в новой войне с Россией. Интервью вызвало скандал в Пентагоне, и Тбилиси настоял на внесении корректив: полученный на занятиях опыт может быть использован в военных миссиях еще где-либо, кроме Афганистана.
Вице-премьер правительства Грузии Темури Якобашвили заявил «НГ», что решения по узникам Гуантанамо пока нет. «Ничего определенного сказать не могу. Мы лишь выразили готовность рассмотреть просьбу США. Если и будет достигнута договоренность, то рассмотрим каждую кандидатуру на прием: одно дело, когда речь о террористе, и другое – о человеке, которому заморочили голову... Абхазы пусть не волнуются. Делать нам нечего – «Талибан» на них напускать?!» – заявил «НГ» Якобашвили.
Эксперт по военным вопросам Ираклий Сесиашвили полагает, что прием пленных может увеличить опасность терроризма в Грузии. «Ситуация в Грузии в плане безопасности далека от идеальной, а в случае открытия лагеря еще больше осложнится», – заявил «НГ» Сесиашвили. В зависимости от того, сколько пленных могут доставить в Грузию, может стать вопрос о строительстве специального изолированного учреждения. «Давления США в этом вопросе никакого нет. Просто партнерские отношения с США ко многому обязывают Грузию», – сказал Сесиашвили. С другой стороны, по словам эксперта, на международной арене грузинские власти стали испытывать проблемы с собственным имиджем, поэтому решение помочь США в ликвидации тюрьмы может быть связано с желанием его улучшить, продемонстрировать, что «Грузия стоит с Западом». «Тем не менее надо взвесить все «за» и «против», привлечь к дебатам экспертное сообщество и принять решение в зависимости от того, что перевесит», – сказал «НГ» Сесиашвили.