Базары в Таджикистане перестали быть дешевыми.
Фото Даниера Мухиддинова
В Таджикистане более 3 тыс. детей не смогут сесть за парты в сентябре. Их школы остаются разрушенными после ливневых дождей, прошедших весной. Последствия ливней, а также общая тяжелая экономическая ситуация вынудили власти республики в очередной раз обратиться к мировому сообществу за помощью. Душанбе просит 7,1 млн. долл. на восстановление жилья, школ и больниц. Ущерб от стихии, по данным Комитета по чрезвычайным ситуациям, оценивается в 100 млн. долл.
Правительство Таджикистана совместно с представительством ООН в республике разработало 18 проектов, которые должны помочь населению восстановить разрушенное хозяйство. Это будет адресная помощь, которая, по словам постоянного представителя ООН в республике Майкла Джонсона, предназначена на строительство жилья, школ, обеспечение продуктами питания и медикаментами людей, пострадавших от весенних ливней.
В представительстве ООН выражают беспокойство в связи с тем, что более 2 тыс. человек в высокогорных районах, где уже скоро температура воздуха опустится ниже нуля, продолжают жить в палатках или временных жилищах. По данным работников Миссии, более 20 тыс. человек постоянно нуждаются в питьевой воде.
Ранее международные институты выделили Таджикистану гранты. ООН предоставила 118 тыс. долл., Международный валютный фонд – 40 млн. долл. Россия помогла республике учебниками для школ и мукой. Ожидают в Душанбе и 46,5 млн. долл. из США.
Но, как заметил «НГ» источник в аппарате правительства Таджикистана, часть из этих денег до населения не доходит. «Нужно латать дыры в других сферах экономики», – сказал чиновник. Объемы экспорта алюминия и хлопка, приносивших стране от 75 до 80% валютной выручки, резко уменьшились из-за обвала мировых цен и снижения производства. Снизились на 35% поступления от трудовых мигрантов из России. На таком фоне уровень безработицы достиг 70% и продолжает расти. «Созданные 180 тысяч рабочих мест ситуацию не исправят – осенью из России и Казахстана начнут возвращаться трудовые мигранты», – сказал «НГ» чиновник.
В тяжелом положении не только металлургия и хлопководство – остановилась треть всех промышленных предприятий. По словам директора Института экономических исследований Таджикистана Нуриддина Каюмова, многие руководители жалуются на то, что не могут реализовать продукцию и вынуждены отправить рабочих в неоплачиваемые отпуска. Стали привычными повсеместные задержки выплаты пенсий и зарплат, которые в среднем составляют от 13 до 45 долл. соответственно.
«Кризис особенно сильно ударил по малому и среднему бизнесу. Закрываются кафе и рестораны, небольшие магазины, объекты службы быта. В целом по республике упала бизнес-активность. А создание якобы новых рабочих мест, что декларирует правительство, обычная показуха: дело в том, что предпринимателей обязывают расширять штат. Те, в свою очередь, вынуждены зарплату одного работника делить на двоих, троих», – пояснил «НГ» независимый таджикский политолог Парвиз Муллоджанов.
Власти, как заметил эксперт, предоставили народу возможность выживать самостоятельно. Эксперт не исключает, что осенью могут начаться социальные бунты. «Все будет зависеть от того, как станет развиваться ситуация в России. Будет ли вторая волна кризиса», – сказал «НГ» Муллоджанов.