Термин «административная граница» Сергей Шамба считает архаизмом.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Во вторник в Гали состоялась третья пятисторонняя (ООН, ЕС, Абхазия, Грузия, Россия) встреча по выработке механизмов превенции инцидентов в зоне грузино-абхазского конфликта. Как заявил «НГ» до начала переговоров высокопоставленный источник в Сухуме, конкретных результатов ожидать не стоит: «Уровень недоверия остается высоким. Мы не видим изменений в воинственной политике Грузии: на днях в эту страну прибудут очередные 85 американских инструкторов из числа морских пехотинцев. В таких условиях нам остается быть готовыми к агрессии».
Государственный министр Грузии по реинтеграции Темури Якобашвили в ответ на это обвинение подтвердил «НГ», что Тбилиси ожидает приезда американских морпехов, которые «будут работать в рамках программы обучения грузинских частей, готовящихся к отправке в Афганистан». «У нас нет никаких агрессивных планов в отношении Абхазии. В Сухуме могут быть совершенно спокойны», – запыхавшись, сказал Якобашвили – звонок «НГ» застал госминистра, следящего за спортивной формой, во время бега трусцой.
Он признался, что больших ожиданий от третьей встречи в Гали по выработке механизмов превенции инцидентов у грузинской стороны нет – идет процесс притирки, выработки неких общих позиций. «На переговорах мы опять потребуем обеспечить возможность беспрепятственного перехода через административную границу. То, что там происходит в последнее время, – за гранью добра и зла. Людей, направляющихся из Гали в Зугдиди и наоборот, обирают, беременной женщине не разрешили ехать в зугдидскую больницу, и она родила прямо на мосту. Люди должны свободно пересекать административную границу», – считает Якобашвили.
Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба термин «административная граница» считает архаизмом и полагает, что Тбилиси должен свыкнуться с тем, что по реке Ингури проходит государственная граница Абхазии с Грузией, которая охраняется должным образом, и как государственная же будет обустроена в скором будущем. Что же касается обвинений грузинской стороны в том, что она закрыта и что жители приграничья не могут ездить ни друг к другу, ни по каким иным делам, то глава абхазского внешнеполитического ведомства считает их преувеличенными. «Мы границу не закрывали. Для ее пересечения следует придерживаться утвержденного регламента: заранее оповещать администрацию района и получать разрешение», – сказал «НГ» Шамба. По его словам, абхазская делегация на встрече в Гали готова рассмотреть предложения грузинской стороны по этому вопросу, равно как и по другим. При этом Сергей Шамба согласился с Темури Якобашвили, что каких-то прорывных решений в ближайшее время ожидать не стоит – идет рутинная работа. «Сами по себе переговоры в Гали я считаю полезными. С практической же точки зрения утверждать что-либо преждевременно – возникнет какая-нибудь экстремальная ситуация, и тогда станет понятно, насколько эффективные совместные механизмы удалось выработать», – заявил «НГ» Шамба.
Узнав об ответе главы МИД Абхазии о границе, Якобашвили заявил «НГ», что в данном случае у грузинской стороны нет претензий к абхазской, поскольку границу закрыли российские пограничники. «Сухум, мы понимаем, тут ни при чем. Наши претензии адресованы к российским оккупационным войскам, перекрывшим административную границу, что создало дополнительные проблемы в без того тяжелой жизни населения Гальского района», – сказал «НГ» грузинский госминистр.
Его сухумский визави не согласен и с такой оценкой. «Тбилиси усилил пропаганду, пытаясь внести разлад в отношения между абхазскими силовыми структурами и российскими военными, находящимися в Абхазии. В СМИ с подачи грузинских источников участились сообщения о неких конфликтах, о том, что абхазские милиционеры якобы отказались разоружаться и в знак протеста ушли в леса, о том, что во избежание стычек некоторые КПП отданы на откуп россиянами, а другие остались под контролем абхазских сил и т.д. Со всей ответственностью заявляю: все это ложь. У нас нормальное сотрудничество. Общая протяженность абхазско-грузинской границы составляет почти 100 километров, и закономерно, что некоторые ее участки патрулируют россияне, а другие – мы сами», – заявил «НГ» Шамба.