В переговорном процессе, происходящем в формате Минской группы ОБСЕ, где сопредседателями являются Россия, США и Франция, по прошествии 15 лет, похоже, наметился прогресс. Заметную активность с прошлого года стала проявлять Москва, которой удалось убедить глав Армении и Азербайджана поставить подписи под Майндорфским документом. А организация последних встреч в Санкт-Петербурге и Москве, предстоящая встреча Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна в октябре в рамках кишиневского саммита глав государств СНГ демонстрируют потенциальные возможности России влиять на процесс урегулирования.
По мнению большинства политологов, сегодняшнее развитие событий свидетельствует, что в нынешних условиях РФ не заинтересована в возникновении нового очага напряженности на южных рубежах своих границ. Что касается Европы и США, то они также выступают против возобновления боевых действий между Азербайджаном и Арменией, ибо ведущие нефтяные компании этих стран вложили в экономику Азербайджана миллиарды долларов, которые приносят им баснословные прибыли.
Эти обстоятельства заставляют вплотную заняться примирением Еревана и Баку. Двум противоборствующим сторонам предложен мадридский принцип урегулирования, который на днях по поручению руководителей России, США и Франции был обновлен сопредседателями МГ ОБСЕ в Кракове. По словам американского сопредседателя Мэтью Брайзы, «обновленная версия мадридских предложений создаст возможность для завершения базовых принципов по разрешению нагорно-карабахского урегулирования».
Очевидно, переговаривающимся сторонам удалось договориться по многим вопросам. Во всяком случае, комментарии некоторых азербайджанских министров вселяют надежду. Так, накануне вице-премьер Азербайджана, председатель Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанов заявил журналистам, что правительство Азербайджана готово начать процесс, связанный с «Программой возвращения», который последует после достижения мирного договора. В программе отражены все этапы. На первом этапе предстоит очистить освобождаемые территории от мин. Затем здесь будет уточнен размер ущерба, который, по предварительным данным, составляет 60 млрд. долл. И, наконец начнется процесс переселения людей на возвращенные под контроль Азербайджана территории.
Что же касается сроков вывода войск с оккупированных территорий, то, как отметил недавно в интервью телеканалу «Россия» президент Азербайджана Ильхам Алиев, на первом этапе сразу же после подписания соглашений осуществляется вывод из пяти районов. Из двух районов, которые находятся между Арменией и Карабахом, предполагается вывод армянских сил через 5 лет после вступления в силу соглашения.
«Мы считаем, что это компромиссный срок. Наверное, необходимо в той зоне обеспечить больше мер безопасности с тем, чтобы ни у кого сомнений не было в миролюбивом характере обеих сторон», – отметил глава Азербайджана.
Что касается статуса Нагорного Карабаха, то на первом этапе может быть согласован механизм временного статуса, а вопрос об окончательном статусе в рамках территориальной целостности Азербайджана будет решен тогда, когда стороны об этом договорятся, заявил Алиев. Следует заметить, что именно статус Нагорного Карабаха – камень преткновения в переговорном процессе. Армянская сторона считает, что тот уровень самоуправления, который существует в Нагорном Карабахе, должен сохраняться. При этом они ссылаются на уже проведенные в регионе два референдума о независимости. Однако, как заявил «НГ» ученый-историк Исрафил Мамедов, эти референдумы не имеют юридической силы. Оба юридически неправомерны, и к тому же проводились в условиях, когда была осуществлена этническая чистка азербайджанцев в автономии, оккупировано почти 20% территории Азербайджана, в результате чего почти 800 тыс. мирных жителей вынуждены были покинуть родные земли.
Баку