Труба нередко становится главным аргументом в политическом споре.
Фото ИТАР-ТАСС
Белоруссия запретила российской компании «Запад-Транснефтепродукт» эксплуатировать белорусскую часть нефтепровода Унеча–Венспилс из-за «неудовлетворительного технического состояния». Об этом стало известно вчера. Решение о запрете вынесло Министерство по чрезвычайным ситуациям Белоруссии.
Ссылаясь на данные диагностики, которую проводила независимая немецкая компания, пресс-служба МЧС сообщила, что на белорусском участке российского нефтепродуктопровода выявлено 1082 дефекта. Устранить их российская компания должна была до 17 июля 2009 года. Однако, по информации белорусского МЧС, пока устранено лишь 23,5% обнаруженных дефектов. «Исходя из этого, МЧС приостановил эксплуатацию этого нефтепродуктопровода», – заявил госинформагентству «Белта» пресс-секретарь МЧС Виталий Новицкий.
Он также заверил, что для российской компании произошедшее не должно было стать неожиданностью, так как «время Ч» ему было известно. «Как только владелец трубопровода приведет его в должное техническое состояние, мы сразу разрешим прокачку нефтепродуктов по нашей территории», – заверил Новицкий.
Приостанавливая транзит российских нефтепродуктов по Белоруссии, МЧС напомнило, что перекрытая труба уже нанесла ущерб экологии. В 2007 году было загрязнено около 1,2 га. Часть разлившегося дизтоплива попала в Западную Двину, река была загрязнена на протяжении 15 км. В 2008 году произошла утечка 70 куб. м дизтоплива на площади 100 кв. м.
Местные наблюдатели, привыкшие к российско-белорусским торговым войнам, заявление МЧС тут же связали с обнародованным в этот же день заявлением Россельхознадзора о приостановлении, тоже временном, поставок в Россию продукции двух белорусских мясокомбинатов – Брестского и Гомельского. Причина – обнаружение в белорусском мясе антибиотиков тетрациклиновой группы. Однако официальные источники эту связь тут же опровергли. Новицкий назвал такие параллели «нелогичными и неуместными» и заявил, что запрет МЧС датирован 17 июля, а Россельхознадзора – 21-го. Правда, широкой общественности оба запрета стали известны в один день. Причем сначала российский, потом белорусский.
Что касается мясокомбинатов, то, по мнению некоторых экспертов, действия российской стороны тоже не лишены тайных замыслов. Самый «раскрученный» из них – доступ на белорусский продовольственный рынок. Косвенно эту версию журналистам подтвердили на Брестском мясокомбинате. Там претензии России назвали необоснованными и заверили, что никаких подтверждающих документов относительно несоответствия продукции стандартам не получали. В то же время на Гомельском мясокомбинате хоть и не понимают, как такое могло произойти, но никакой подоплеки в запрете не видят. «Россельхознадзор – это независимая организация, которая отрабатывает деньги, выделенные государством на выполнение контрольных функций и ничего более», – уверен заместитель директора Гомельского мясокомбината Ричард Стефанович. В то же время он признался «НГ», что запрет на экспорт в Россию создаст предприятию ощутимые проблемы, так как туда сегодня поставляется около 20% производимой продукции. «Конечно, это влияет и на имидж, и на экономику», – сокрушается он. Однако, по словам представителя предприятия, нет иного выбора, как подчиниться решению российского ведомства. «В течение месяца мы будем проводить мониторинг нашей продукции, затем предоставим РФ перечень мероприятий, которые мы провели», – пояснил он.
Мнения белорусских экспертов в оценках ситуации разделились. Оппозиционно настроенные утверждают, что взаимные уколы – это элементы торговой войны. Однако есть и более сдержанные оценки. «Да, между двумя странами существуют глубокие и неразрешимые проблемы, которые связаны с патриархальной отсталостью Белоруссии и разностью экономических укладов двух стран», – считает белорусский экономист Леонид Злотников. В то же время он не уверен, что претензии к «Запад-Транснефтепродукту» необоснованны, поскольку о многочисленных авариях на этом продуктопроводе ранее сообщалось неоднократно.
Некоторые эксперты, которые также согласны с тем, что на нефтепродуктопроводе, как и на мясокомбинатах, действительно существуют проблемы, все же утверждают, что без желания сделать укол вчерашнему союзнику тут не обошлось. «Да, наверное, проблемы есть, но если бы отношения между двумя странами были хорошими, то все решалось бы не через ультиматумы», – полагают они.
Западный транзит
По белорусскому участку магистрального нефтепродуктопровода Унеча–Вентспилс в год транспортируется около 10 млн. тонн нефтепродуктов. Участок эксплуатирует компания «Запад-Транснефтепродукт», входящая в состав АК «Транснефтепродукт», который и является собственником белорусского участка.