Серж Саргсян и Ильхам Алиев чаще всего встречаются в России.
Фото с сайта президента Азербайджана
В пятницу в Москве в рамках «Скачек на Кубок президента РФ» состоится очередная двусторонняя встреча глав Азербайджана и Армении – Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. А на следующей день, 18 июля, продолжится с учаснием президента РФ Дмитрия Медведева. Параллельно с переговорами президентов пройдут еще одни – между главой Управления мусульман Кавказа (УМК) Аллашукюром Пашазаде и Католикосом всех армян Гарегином Вторым при участии Патриарха Русской православной церкви Кирилла.
Ильхам Алиев и Серж Саргсян за последний с небольшим год встретятся в седьмой раз. Несмотря на оптимистичные заявления посредников и самих президентов, практических подвижек по разрешению нагорнокарабахского конфликта до сих пор нет. Но ожидается, что нынешняя встреча послужит началом реального поиска взаимного компромисса. Поводом для таких предположений послужили обнародованные недавно Мадридские принципы урегулирования конфликта, уже названные базовыми.
Они предполагают возвращение Азербайджану оккупированных территорий – пункт, без которого Баку вообще бы не обсуждал карабахские перспективы. В Мадридском документе уточняется, что это территории вокруг Нагорно-Карабахской Республики (НКР) – на начальном этапе пять районов из семи. Туда вместо карабахских военных подразделений для обеспечения безопасности НКР предлагается ввести международный миротворческий контингент. Два других района, признанных стратегически важными для армянской стороны – через них осуществляется прямая связь между НКР и собственно Арменией, временно остаются под контролем армян.
Самому Нагорному Карабаху на этом этапе, отмечается в базовых принципах урегулирования, будет предоставлен переходный статус, что подразумевает сохранение де-факто независимости республики. Окончательно же вопрос о статусе Мадридские соглашения предлагают решить на референдуме с участием азербайджанцев, живших в НКР до войны.
Этот пункт в Степанакерте не вызывает восторга. «Реальный прогресс на переговорах возможен лишь при полноценном участии НКР на всех этапах переговорного процесса. Любое соглашение, затрагивающее интересы, судьбу и будущее НКР, не может приниматься без участия ее народа и руководства, которое несет первоочередную ответственность за его судьбу», – заявили в МИД непризнанной республики. Власти НКР также считают, что референдум по статусу НКР состоялся еще до войны и на нем более 90% населения проголосовали за выход из состава Азербайджана. По словам министра иностранных дел НКР Георгия Петросяна, «тогда азербайджанская часть населения воспользовалась своим конституционным правом и не участвовала в референдуме, что не отменяет его известных результатов».
По мнению руководителя ереванского Центра глобализации и сотрудничества Степана Григоряна, начать следует с реализации подписанного в ноябре прошлого года Майндорфского соглашения, в котором содержится немало позитивных моментов. Например, он предполагает повышение уровня доверия сторон друг другу. Вместе с тем эксперт считает: важен сам факт встречи президентов, так как он означает возобновление переговорного процесса, который оставался замороженным несколько лет.
Именно недоверие дало повод скептикам – как в Армении, так и в Азербайджане, считает азербайджанский эксперт, главный редактор журнала «Professional» Ильгар Велизаде. «Некоторые пункты Мадридских принципов ряд армянских политиков и экспертов стали рассматривать как сдачу позиций по принципиальным вопросам. В то же время азербайджанские политики, главным образом оппозиционные, заявляют о недопустимости подписания соглашения, если определение статуса Нагорного Карабаха будет осуществляться на основе референдума», – сказал эксперт «НГ».
Между тем в Мадридских принципах не последняя роль отводится миротворчеству. Речь идет о проведении международной миротворческой операции на территории Нагорного Карабаха. По мнению экспертов, армянская сторона, соглашаясь отдать ряд территорий НКР Азербайджану, получает взамен гарантии безопасности, сухопутную связь и разблокирование своих границ. Азербайджанская – пять районов, занятых армянскими силами, и возможность возвращения туда беженцев. Фактически в данном случае речь идет о формуле: территории в обмен на отложенный статус. Что касается сроков проведения референдума по окончательному статусу, то они не только не определены, но пока даже не обсуждаются. Это понимают все стороны конфликта. Не случайно Ильхам Алиев в преддверии переговоров с Сержем Саргсяном, подчеркнув принцип неделимости Азербайджана, заявил, что этот вопрос «может обсуждаться и 10 лет, и 20, и 100, и даже тогда может не решиться вовсе». Как отметили «НГ» в армянском правительстве, «этот аспект Ереван устраивает. Нагорный Карабах сохраняет де-факто нынешнее положение, причем под международными гарантиями».
Если ситуация будет развиваться согласно Мадридским предложениям, то «это вызовет цепную реакцию серьезных политических сдвигов на всем Южном Кавказе», утверждает Велизаде. По его мнению, «реальным может стать начало нормализации армяно-турецких отношений: разблокирование межгосударственной границы со стороны Анкары, установление дипломатических связей, налаживание прямой транспортной связи, вовлечение Армении с согласия Баку в некоторые крупные региональные проекты».