Железная дорога может стать связующим звеном российско-грузинских отношений.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Тбилиси и Москва завершают секретные переговоры по передаче Грузинских железных дорог (ГЖД) России. Это сенсационное сообщение в среду обнародовала популярная тбилисская газета «Резонанси». Последние противоречия по ГЖД были устранены в ходе встреч президента Грузии Михаила Саакашвили во время недавнего рабочего визита в Ереван. Как известно, Российские железные дороги (РЖД) взяли в многолетнее концессионное управление Армянские железные дороги (АЖД).
Завершающий этап переговоров с российской стороной ведут близкие к президенту члены известной в предпринимательских кругах семьи Шарангия, владеющей серьезным бизнесом (земля, недвижимость, сеть ресторанов, российский филиал «Билайна» в Грузии, гостиницы и банки).
Один из членов семьи, кстати, уже занимался вопросами приватизации ГЖД, когда на них положил глаз Бадри Патаркацишвили, представляя интересы государства. Но тогда возникли противоречия, устранить которые не удалось, и власти начали искать другого покупателя.
Москва давно обозначила интерес к ГЖД. И это закономерно, если учесть, что в фактическую собственность РЖД перешли АЖД и что судьба абхазских железных дорог предрешена. Получая ГЖД, РЖД становится фактическим хозяином всего закавказского железнодорожного хозяйства с вытекающими политэкономическими последствиями. Поскольку остающиеся «независимыми» Азербайджанские железные дороги на сегодняшний день стыкуются только с армянскими, но по политическим причинам в этом направлении не работают, а также с грузинскими.
Более года назад Москве почти удалось осуществить задуманное. В объявленном Тбилиси тендере на управление ГЖД неожиданно победила совершенно неизвестная компания, зарегистрированная в некой офшорной зоне. Под мощным давлением общественности и оппозиции, выяснившей, что это первый тендер, в котором участвовала компания-победитель, а весь ее уставный капитал составляет несколько тысяч долларов, власти вынудили были аннулировать итоги конкурса. Все ведущие грузинские экономисты тогда высказали уверенность, что за более чем странной сделкой стоял тогдашний глава Министерства экономического развития Каха Бендукидзе, а вывеской офшорной компании прикрывались именно РЖД. В те дни высокопоставленный источник в российской компании отказал в комментарии «НГ», но подтвердил наличие коммерческого интереса к ГЖД, выразив сожаление, что решению выгодных экономических вопросов зачастую мешают политические обстоятельства.
Официальные структуры Грузии категорически опровергли факт переговоров с Россией по вопросам продажи ГЖД. Однако независимые экономисты, эксперты, не говоря уже об оппозиции, уверены в обратном. В частности, эксперт Сосо Цискаришвили информацию о ГЖД не считает такой уж сенсационной. По его данным, переговоры на эту тему идут в режиме нон-стоп с 2006 года, и сейчас в них наступил очередной пик активности. «Власти отнекиваются, что вполне вписывается в стиль властей. Та же история была с ИнгуриГЭС. Вначале власти категорически отрицали какие-либо переговоры с россиянами, связанные с этой гидроэлектростанцией. Потом, когда это невозможно стало скрывать, стали опровергать информацию о переуступке ГЭС российской стороне. В результате ИнгуриГЭС оказалась-таки в управлении россиян», – сказал Цискаришвили.
Один из лидеров оппозиции, экс-госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, и вовсе считает, что напряженные политические отношения никогда не мешали России добиваться поставленных экономических целей. «Президент Саакашвили – самый пророссийский политик Грузии. Именно при его правлении присутствие российского капитала достигло апогея. В стране почти нет работающих предприятий, где россияне не имели бы доли. В том числе в таких стратегических отраслях, как газо- и электроэнергетика, транспорт, связь и другие коммуникации», – заявил «НГ» Хаиндрава. По его мнению, если вскоре и железные дороги отойдут российской стороне, то это не должно вызвать особого удивления. При этом бывший госминистр в эфире телеканала «Маэстро» не исключил даже того, что общественности не известны детали плана Медведева–Саркози, в котором, «может быть, что-то и сказано об удовлетворении российских экономических интересов грузинской стороной» в качестве некой контрибуции.
Другой оппозиционер Роман Кусиани из «Единой Грузии» экс-спикера Нино Бурджанадзе утверждает, что с передачей ГЖД власти уже определились, иначе «зачем надо было еще два месяца назад переводить на русский язык всю документацию этой организации». «Есть достоверные данные о том, что эти документы недавно были переданы менеджерам, осуществляющим управление Армянскими железными дорогами», – сказал журналистам Кусиани.
Известный грузинский экономист Нико Оравелашвили также считает сценарий перехода ГЖД в российское управление вполне реальным. «У меня есть абсолютно точные данные о том, что зачастившие в последнее время в Грузию представители Закавказских железных дорог – именно так новый хозяин в лице России переименовал АЖД, проводят аудит ГЖД. Это, конечно, неспроста. Да и само переименование АЖД подтверждает амбиции россиян – Закавказье состоит не только из Армении», – заявил «НГ» Оравелашвили. По его словам, намерения грузинских властей тоже понятны – по всем признакам осенью начнутся бюджетные проблемы, что усилит протестный заряд населения, а потому казну необходимо срочно пополнить. «Мне непонятна пассивность США. Ведь абсолютно ясно, что, овладев Грузинскими железными дорогами и уже располагая армянскими, Москва получит прямую дешевую связь с Тегераном – началось строительство железнодорожной смычки между дорогами Армении и Ирана. Вряд ли Вашингтон будет в восторге от усиления на Южном Кавказе российско-иранского альянса. Поэтому безучастность США нелогична, у нас же нет ресурсов, чтобы противостоять механизму передачи ГЖД российской стороне», – заявил Оравелашвили «НГ».
Тбилиси