Сергей Сидорский попросил Ильхама Алиева подстраховать Белоруссию.
Фото с официального сайта президента Азербайджана
После нашумевшего молочного скандала, а затем и последовавшего за ним комбайнового обидевшиеся на Москву власти Белоруссии стали искать альтернативные российскому рынки сбыта своей продукции. Прежде всего в странах СНГ. Визит премьер-министра республики Сергея Сидорского в Азербайджан, состоявшийся во вторник, бакинские эксперты связывают именно с этой задачей, поставленной перед правительством президентом Александром Лукашенко. По информации источника «НГ» в околоправительственных кругах Азербайджана, в перспективе белорусы будут поставлять на Южный Кавказ молоко и молочные продукты, а азербайджанская нефть станет перерабатываться на белорусских НПЗ (нефтеперерабатывающих заводах).
Местные эксперты напрямую связывают визит Сидорского в Баку с разногласиями в отношениях Минска и Москвы, которые приобретают формы торговых войн. Напомним, недавно Роспотребнадзор запретил ввоз в РФ молочных продуктов из Белоруссии, через некоторое время проблема была снята, однако белорусы извлекли из ситуации урок: надо искать и другие рынки сбыта. Об этом Александр Лукашенко говорил своим министрам так громко, что эхо его риторики до сих пор раздается в Москве. Тем более что уже на текущей неделе произошло еще одно событие, которое можно поставить в один ряд с «молочной войной». Российские службы обвинили белорусов в демпинговой поставке на российский рынок белорусской сельхозтехники. Премьер Владимир Путин озвучил эту проблему, поручив соответствующим структурам разобраться. И Сидорский полетел в Баку.
Прибыв в столицу Азербайджана во вторник в сопровождении министра сельского хозяйства и продовольствия Семена Шапиро, министра торговли Валентина Чеканова, заместителя министра промышленности Геннадия Свидерского и других официальных лиц, белорусский премьер в тот же день провел переговоры со своим азербайджанским коллегой Артуром Раси-заде, а затем был принят президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Согласно официальной информации, на этих встречах и проведенных переговорах стороны выразили удовлетворение развитием связей между двумя странами. Было отмечено, что Азербайджан настроен на тесное сотрудничество с Белоруссией в различных сферах. Уже есть реальные итоги контактов в экономике.
Так, на Гянджинском автомобильном заводе начата сборка тракторов «Беларусь» и другой сельхозтехники, экспорт которой предусмотрен в сопредельные страны. Расширяется военно-техническое сотрудничество.
Сергей Сидорский, говоря о конкретных сферах сотрудничества, отметил, что его страна заинтересована в создании совместных предприятий в области переработки сельхозпродукции, производства техники для дорожного строительства, а также в машиностроении.
О конкретных договоренностях премьеров пока официально не сообщается. Но источник «НГ» в правительстве сказал, что обсуждались перспективы экономического сотрудничества. При этом он добавил, что белорусская сторона лоббировала ряд проектов, в реализации которых очень заинтересован Минск. В частности, речь идет о заинтересованности белорусской стороны в создании в Баку логистического центра, в поставках азербайджанской сельхозпродукции в Белоруссию, в производстве белорусских автобусов, лифтов в Азербайджане, в расширении номенклатуры товаров во внешней торговле. Следует заметить, что Баку и Минск заинтересованы в развитии торгово-экономических отношений, поскольку сегодняшний их уровень далеко не соответствует потенциальным возможностям республик.
Согласно белорусским источникам, в 2008 году товарооборот между Азербайджаном и Белоруссией впервые превысил 100 млн. долл., составив 111,7 млн. долл., что на 24,5% больше, чем в 2007 году. Товарооборот за последние пять лет возрос в 5,5 раза. Несмотря на сохранение диспропорций в торговом сальдо, темпы роста азербайджанского экспорта были выше, чем белорусского. Так, в 2008 году экспорт Азербайджана в Белоруссию увеличился на 90,9%, тогда как в обратном направлении рост составил 22%. Однако в абсолютном выражении показатели азербайджанского экспорта все еще невелики и составили в прошлом году всего 6,5 млн. долл., отмечают белорусские источники.
По данным агентства Эм-пи-эй, в 2007 году в Азербайджане было собрано 420 белорусских тракторов, в прошлом году – 530, а в текущем году планируется довести их количество до 570. Кстати, как заявил накануне визита белорусского премьера в Баку посол этой страны в Азербайджане Николай Пасткевич, в ближайшие дни завершится процесс регистрации Гянджинского совместного автомобильного завода. Это позволит уже в текущем году наладить здесь производство белорусских «МАЗов».
Что же касается структуры товарооборота между двумя странами, то она пока ограничивается поставками Минска в Азербайджан продуктов питания, пиломатериалов, сельскохозяйственной, дорожной и снегоуборочной техники, продукцией нефтехимической, легкой промышленности. В настоящее время Белоруссия изучает возможности сотрудничества с Азербайджаном в мясомолочной и строительной отрасли. Следует отметить, что эти направления сотрудничества включены в программу долгосрочного социально-экономического сотрудничества между двумя странами до 2015 года, которая была принята два года назад в ходе первого официального визита в Баку премьер-министра Сергея Сидорского. Данной программой предусматривается также переработка азербайджанской нефти на белорусских нефтеперерабатывающих заводах.
Баку