Ираклий Аласания убеждал Вашингтон в недемократичности властей Грузии.
Фото Reuters
В Вашингтоне находятся верхушка МВД Грузии во главе с министром Вано Мерабишвили и представители оппозиции во главе с экс-послом в ООН Ираклием Аласанией. Одновременное присутствие в США такого количества чиновников и политиков из противоположных лагерей вызывает сомнение в утверждениях грузинской элиты о том, что судьба страны решается в ее пределах и наводит на предположение о приближающейся развязке внутреннего противостояния, в последние три месяца перешедшего в острую фазу.
Ожидалось, что вчера к Аласании присоединятся экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе, а, возможно, и экс-кандидат в президенты Леван Гачечиладзе. Оба они, так же как и экс-министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили, получили приглашения от администрации США. Информация из Вашингтона о встречах министра внутренних дел Вано Мерабишвили, его заместителя Эки Згуладзе и других членов правительственной делегации поступает скупо дозированная. Известно, что их принимали в «очень серьезных кабинетах». Сам Мерабишвили в лаконичном стиле сообщил журналистам, что на встречах «было изложено видение ситуации в Грузии». «Мы дали советы о том, что могут сделать США для уменьшения внешних угроз и опасностей для Грузии... Обсуждались общие и приемлемые для Грузии принципы и подходы, которые США изложат в ходе диалога с руководством РФ.
Мы почувствовали со стороны США интерес в том, чтобы до визита Барака Обамы в Москву грузинская и американская стороны сформулировали те общие и приемлемые принципы и подходы, которые со стороны США будут зафиксированы в ходе диалога на высшем уровне с РФ», – подчеркнул Мерабишвили.
Требование оппозиции Грузии не меняется – отставка президента Михаила Саакашвили. Фото Reuters |
Еще менее словоохотлив был глава МВД в отношении обсуждений вопросов, связанных с внутренним противостоянием в Грузии: «США с пониманием относятся к процессам, свидетельствующим о демократии». По мнению наблюдателей, лапидарность представителя власти могла бы стать косвенным доказательством того, что американские кураторы по меньшей мере не одобрили тактику официального Тбилиси в отношениях с оппозицией, если бы вместо Мерабишвили был бы кто-то другой: этот могущественный чиновник всегда краток – будь то отчет об успехах или, наоборот, повествование о неприятностях.
Более туманны встречи Ираклия Аласании в Госдепе США. В самом Тбилиси некоторые представители правящего «Национального движения» поспешили намекнуть прессе, что отсутствие информации о переговорах Аласании свидетельствует о том, что оппозиция не нашла в Вашингтоне понимания. Политолог Паата Закареишвили считает такой подход наивным. «Происходящее следует трактовать следующим образом: в администрации Обамы наступила очередь грузинского вопроса. Поэтому в Вашингтоне одновременно находятся и представители власти, и оппозиционеры. Новая администрация хочет разобраться и понять, что на самом деле происходит в Грузии. Возможно, это случилось бы раньше, если бы не выборы в Иране», – сказал «НГ» Закареишвили.
По его мнению, не стоит ожидать от Вашингтона вердикта или схемы, в которую следует «вписать» политические процессы. При этом Закареишвили не исключает, что обе стороны могут получить рекомендации. «В этом смысле показательно, что в США был приглашен именно Вано Мерабишвили, а не Михаил Саакашвили – есть этические нормы, не позволяющие диктовать или советовать президенту что-либо. Но это с успехом можно сделать через влиятельного и преданного министра, каковым является глава МВД», – сказал «НГ» Закареишвили. По его мнению, суть позиции Вашингтона может проявиться в ходе визита вице-президента Джозефа Байдена, который состоится в июле.
Грузинская оппозиция связывает с этим визитом серьезные надежды. «Мы постараемся встретить господина Байдена масштабными манифестациями. Они будут направлены не против США, а для того, чтобы в США поняли, что оппозиция не смирится с режимом, который господствует в Грузии», – заявила экс-министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили.
Однако к подобным планам оппозиции в обществе складывается скорее скептическое отношение. Массовость акций протеста заметно снизилась. Это объясняется и усталостью людей от фактической безрезультатности многочисленных манифестаций, и наступившей летней жарой, и тем, что периодические сбросы «компромата» на оппозицию со стороны властей не пропали даром. В частности, отрицательную реакцию вызвала запись встречи в Берлине экс-кандидатов в президенты Давида Гамкрелидзе и Левана Гачечиладзе с Кахой Таргамадзе – министром внутренних дел времен Эдуарда Шеварднадзе, после революции роз осевшем в России. И хотя оппозиционеры попытались убедительно обосновать мотивы встречи, по мнению наблюдателей, сгладить негативное впечатление полностью им не удалось.