Кандидатура Михаила Зурабова на должность посла РФ в Украине была названа в Киеве приемлемой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Украине спокойно восприняли новость о будущем назначении на пост посла РФ Михаила Зурабова. С одной стороны, его имя ничего не говорит ни рядовому украинцу, ни даже экспертам. С другой – от нового посла в Киеве не ждут радикальных шагов, способных существенно изменить формат украинско-российских отношений до президентских выборов в Украине. Куда больший ажиотаж царит вокруг назначения посла США, которое произойдет сразу после ротаций в российском посольстве.
Источники из окружения президента Виктора Ющенко заверили «НГ», что новый посол РФ будет принят без возражений, хотя представитель МИД Украины Василий Кирилич уточнил, что «запрос российской стороны на получение агремана для назначения нового посла в Украине пока не поступал». Поскольку официального повода пока нет, украинская власть не комментирует новое назначение. Об общих же настроениях может свидетельствовать мнение первого вице-премьера правительства Юлии Тимошенко Александра Турчинова, который сказал, что в Киеве с Зурабовым не знакомы, о его отношении к Украине и украинской политике ничего не известно. «Надеюсь, что посол будет содействовать укреплению отношений между нашими государствами», – нашел он дипломатическую формулировку.
Руководитель парламентского комитета по вопросам иностранных дел Олег Белорус тоже ограничился признанием, что Михаил Зурабов – «приемлемый вариант» в нынешней сложной ситуации отношений между Украиной и Россией. А экс-глава украинского МИДа, занимающий ныне должность первого замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны Владимир Огрызко уклончиво отметил: «Есть два типа назначений на должности послов: профессиональные и политические. В данном случае, если речь будет идти об этой кандидатуре, мы будем говорить о политическом назначении».
Украинские политики и эксперты комментируют скорое назначение более свободно. Так, депутат Тарас Черновил отмечает, что российское посольство, вероятно, потеряет былое влияние, а центр принятия решений переместится непосредственно в Москву. Эксперт российского Центра политических технологий Борис Макаренко согласен с мнением, что все решения по Украине будут приниматься не послом, а на высшем политическом уровне в Москве. «Посол должен улавливать настроения верхов. Зурабов как человек очень умный и прагматичный как нельзя лучше подходит на эту должность», – резюмировал эксперт.
В Киеве не проявляют особого интереса к личности нового посла, поскольку не ожидают от него личных инициатив, как не ожидают и перемен в межгосударственных отношениях. «Политика России не изменится. А миссия посла сведется к тому, чтобы выступить наблюдателем на время предвыборной кампании и затем наладить хорошие отношения с победителем», – полагает политолог Владимир Цибулько. Его коллега Вадим Карасев отмечает, что интересы украинской и российской власти в будущем могут сойтись в бизнесе. «Зурабов займется монетизацией межгосударственных отношений. Примечательно, что Черномырдина, бизнесмена-политика советского и постсоветского образца, заменяет бизнесмен постсоветско-российского профиля, генезиса и практики», – шутит Карасев. Он предполагает, что Зурабов будет целенаправленно проводить курс на получение российского контроля над украинской газотранспортной системой, на продление сроков пребывания Черноморского флота в Крыму, на противодействие вступлению Украины в НАТО. «Посол вынужден будет защищать непростую, возможно, даже агрессивную политику России», – согласен депутат Олег Белорус.
Впрочем, все перечисленные вопросы в равной степени интересуют и США, считают эксперты. Они отмечают, что в связи с этим для Киева чрезвычайно важно, кто будет назначен новым послом США в Украине вместо выбывшего Уильяма Тейлора. Представители официального Вашингтона сообщили, что новое назначение состоится до конца лета. Но зондировать почву в конце июля в Киев приедет вице-президент США Джозеф Байден. New York Times охарактеризовала визит в период кадровой ротации в двух посольствах как попытку сохранить мягкое равновесие между усилиями Вашингтона по «перезагрузке отношений с Россией и попыткой не допустить превращения СНГ и, в частности, Украины в сферу особого влияния России».
Киев