Некоторые мечети выполняют не только религиозные функции, но и политические.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Генеральная прокуратура Таджикистана в ближайшие дни предъявит обвинение в разжигании межрелигиозной розни сторонникам движения «Салафия». Накануне в Душанбе спецслужбы провели операцию, в ходе которой были задержаны один из руководителей движения мулло Сироджидин и 40 его сторонников. «Салафия» на территории Таджикистана находится под запретом решением Верховного суда республики с января нынешнего года.
Несмотря на запрет властей, салафиты на свои ежевечерние проповеди собирались в одной из мечетей Душанбе, в удаленном от центра микрорайоне «Зарафшон». Спецслужбы с начала года вели за ними наблюдение. Час «Х» пробил во вторник вечером, когда мулло Сироджидин нелицеприятно высказался в адрес властей и призвал сторонников к борьбе. Тогда-то сотрудники Службы национальной безопасности совместно с милицией вошли в мечеть и арестовали проповедника и 40 его последователей. Им, как ожидается, будет предъявлено обвинение в возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды. Если вина будет доказана, то арестованные проведут за решеткой до 12 лет.
В Генпрокуратуре Таджикистана подтвердили «НГ» факт «группового» ареста и сообщили, что «члены запрещенных в республике радикальных исламских движений подозреваются в пропаганде экстремистских идей, направленных на дестабилизацию ситуации в стране».
«Салафия», придерживающаяся фундаменталистского религиозно-этнического направления, возникшего на базе суннизма, вызывает особую обеспокоенность властей Таджикистана, поскольку, как сообщили «НГ» источники в Душанбе, набирает популярность у молодежи.
Первые сторонники этого движения в Таджикистане появились в 2005 году. К настоящему времени их свыше 20 тыс. По мнению экспертов, за названием «Салафия» скрывается обыкновенный ваххабизм. «Ваххабизм, который проталкивается заинтересованными людьми на постсоветском пространстве, лишь изменил название и стал называться салафизмом. Салафиты, – это ваххабиты», – сказал «НГ» президент Института религии и политики Александр Игнатенко.
Еще недавно в Таджикистане велись дебаты на тему: опасно ли движение «Салафия»? Поскольку на протяжении ряда лет салафиты не были замечены в противоправных действиях, считалось, что их идеология безвредна. Не внушал доверия лишь внешний вид мужчин в укороченных брюках с нестриженными бородами. Между тем салафиты не так уж безобидны. По словам депутата парламента Таджикистана, пожелавшего остаться неназванным, «после того как лидер салафитов шейх Мухамади Рахматулло заявил, что президент Эмомали Рахмон является наместником Бога на земле, власти стали поощрять салафитов». «Рахматулло предоставили возможность читать проповеди даже с телеэкрана. Кстати, в одной из них он сообщил, что деятельность «Салафии» осуществляется с разрешения президента Рахмона. Он сообщил, что «Салафия» ведет активную миссионерскую работу не только в Таджикистане, но и в тех регионах России, где высока концентрация таджикских мигрантов», – сказал «НГ» депутат. По его словам, сторонники салафитов есть и в парламенте, и в правительстве Таджикистана. «Это опасная тенденция. Салафиты отрицают другие течения в исламе и считают неправильными мусульманами последователей ханафитского толка, к которым относится большинство населения Центральной Азии. А шиитов и исмаилитов салафиты вовсе презирают, допуская их истребление», – сказал собеседник «НГ».
В беседе с корреспондентом «НГ» сенатор таджикского парламента Ходжи Акбар Тураджонзода пояснил, что сторонники движения «Салафия» – в основном молодые люди, которые получили образование в крупных исламских учебных заведениях, таких как Международный университет в Исламабаде имени Фейсала, в университетах Йемена и Саудовской Аравии, где позиции салафитов очень сильны. «По моим данным, этих студентов во время учебы финансировали различные общественные организации из арабских стран. Они оплачивали им учебу, проживание, выплачивали стипендию. Эти организации зачастую имеют поддержку на Западе. Анализируя их деятельность не только в Таджикистане, но и во всем исламском мире, можно сделать вывод, что за подобными взрывоопасными силами обязательно стоят какие-либо спецслужбы», – сказал «НГ» Тураджонзода. По его мнению, есть основания считать, что в Таджикистане салафитов неплохо финансируют из-за рубежа. Полуграмотных, но талантливых молодых людей, способных повести за собой других, как когда-то поступали большевики, рекрутируют за неплохие по местным меркам деньги – по 300–400 долл. в месяц. Они издают десятки книг, переводят труды салафитских лидеров и теологов на таджикский язык и бесплатно их распространяют. Тураджонзода убежден, что «Салафия» угрожает стабильности в стране.
«Нужно развенчать их идеологию. По религиозным убеждениям нельзя сажать в тюрьму. Это даст обратный эффект. К примеру, последователи «Хизб ут-Тахрир» активно проповедуют свою идеологию в тюрьмах. И успешно вовлекают в свои ряды других заключенных», – сказал «НГ» Тураджонзода.
Но, похоже, власти Таджикистана избрали путь репрессий. «НГ» стало известно, что помимо сторонников «Салафии» только за последние три месяца правоохранительными органами задержаны 93 члена исламского движения «Таблиги Джамаат», а также 19 сторонников партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Партия исламского освобождения).