Исламу Каримову пока удается балансировать между ОДКБ и НАТО.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
МИД России вчера выступил с заявлением, в котором говорится, что документ по созданию Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), подписанный на саммите ОДКБ в Москве 14 июня, вступает в силу, несмотря на демарш Белоруссии. Помимо Минска особую позицию во всем, что касается внутренней жизни ОДКБ, в том числе и относительно применения КСОР, занимает Узбекистан.
В четверг на пресс-конференции в Москве представитель МИД РФ Андрей Нестеренко отметил, что формат ОДКБ предполагает многостороннее сотрудничество, специализирующееся на проблематике коллективной безопасности, а не на урегулировании двусторонних экономических споров между государствами, входящими в ее состав. Нестеренко имел в виду Минск и его демарш во время недавнего саммита ОДКБ в Москве. Напомним, Александр Лукашенко не прибыл на него и оставил дома остальных членов белорусской делегации. Скандал, как известно, был большой. Но сегодня в российском МИДе рассчитывают, что Минск к соглашению, подписанному главами государств – членов организации, исключая белорусского президента, присоединится позднее. А также примет функции председателя ОДКБ, переходящие к странам – участницам организации по очереди. Пока же эти функции вместо Белоруссии будет выполнять Россия, сказал Нестеренко.
Эксперты расценивают заявление МИД РФ как способ подстегнуть партнеров по ОДКБ к более активным действиям. Поскольку на конец лета запланированы военные учения стран ОДБК, которые позволят дать ответ на вопросы, возникающие при создании и практическом применении КСОР. В учениях планируется участие региональной группировки войск России и Белоруссии.
В ОДКБ не сомневаются, что Минск к этому времени поставит подпись под документом, а имеющий «особое мнение» Узбекистан также присоединится к соглашению по созданию КСОР. «Узбекистан активно участвовал в разработке данного соглашения, и то, что он не выступил против него, свидетельствует о том, что он может присоединиться к нему позднее»,– сказал «НГ» источник в секретариате ОДКБ.
Особая позиция Узбекистана заключается в том, что Ташкент настаивает, чтобы решения о применении Коллективных сил принимались на основе консенсуса, а не простым большинством голосов стран ОДКБ, и чтобы подразделения КСОР не направлялись в другие государства, если это противоречит национальному законодательству. Ташкент также требует запрета на участие КСОР в разрешении конфликтов между государствами, входящими в ОДКБ. А само соглашение о КСОР, по мнению узбекских политиков, должно вступить в силу не сразу после подписания, а лишь после ратификации всеми странами-участницами.
Эксперты считают, что нового в «особой позиции» Узбекистана нет. Ташкент и раньше придерживался другой точки зрения в отношении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. «Узбекистан хочет, чтобы у него оставались свободными руки. Его политическая элита не желает ограничивать себя жесткими обязательствами и двигаться в сторону действительно эффективного военного союза в рамках ОДКБ», – сказал «НГ» эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
Ташкент сегодня пытается сотрудничать и с Россией, и с США. Власти Узбекистана проводят так называемую политику многовекторности, чтобы иметь нормальные отношения со значимыми центрами силы в мире.
Напомним, что с 2001 года на территории Узбекистана в Ханабаде размещалась американская военная база. Однако после андижанских событий 2005 года, когда американцы потребовали допустить их к расследованию причин трагедии, Ташкент выдворил их с базы. Вашингтон в ответ ввел эмбарго, а ЕС прекратил выдачу виз чиновникам. Отношения Ташкента с Западом прервались на три года. За это время Узбекистан успел возобновить членство в ОДКБ и вступить в ЕврАзЭС.
Дружба возобновилась с просьбы Вашингтона к Ташкенту о помощи в наведении порядка в Афганистане. Тем более что соседняя Киргизия приняла решение о закрытии на своей территории американской авиабазы «Манас». Узбекистан дал согласие на использование США аэропорта в Навои для транзита невоенных грузов в Афганистан.
А на саммите ШОС в Екатеринбурге президент Ислам Каримов выступил с инициативой создания под эгидой ООН нового международного механизма для решения афганской проблемы в формате «шесть плюс три», в который вошли бы государства, граничащие с Афганистаном, а также представители России, США и НАТО.
Афганская тема на саммите ШОС была едва ли не доминирующей. Ситуацию в этой стране обсуждали президенты РФ, Пакистана и Афганистана – Дмитрий Медведев, Асиф Али Зардари и Хамид Карзай. Потом афганский лидер убеждал киргизского коллегу Курманбека Бакиева не перекрывать транзит грузов, идущих в Афганистан с авиабазы «Манас». По его словам, ситуация, которая сложилась в Афганистане и Пакистане, – «проблема не только наших стран, а всего региона и является угрозой мирового масштаба с непредсказуемыми последствиями». В ответ Бакиев заметил, что закрытием базы «Манас» обеспокоен и американский президент Барак Обама, который в письме сообщил, что в Бишкек для урегулирования вопроса приедет американская делегация. Эксперты не исключают, что представители США смогут убедить Бакиева в целесообразности дальнейшего пребывания в Киргизии базы, при этом они предполагают, что перевалочный пункт американских войск появится и в соседнем Узбекистане.