Несмотря на отсутствие результата, Леван Гачечиладзе не намерен прекращать борьбу с президентом.
Фото Reuters
Прибывший в Тбилиси из Еревана во вторник вечером заместитель государственного секретаря США Филипп Гордон в среду приступил к многочисленным встречам. В программе одного из главных вашингтонских кураторов переговоры как с президентом Михаилом Саакашвили и другими представителями власти, так и с лидерами оппозиции. Общественность Грузии надеется, что американский дипломат не ограничится призывом к диалогу, а предложит что-то конкретное для преодоления внутриполитического кризиса.
Надежды на это слабые. Встреча Михаила Саакашвили с одним из лидеров оппозиции Леваном Гачечиладзе, состоявшаяся во вторник поздно вечером в резиденции «Шавнабада», подчеркнула пропасть, разделяющую грузинскую власть и оппозицию. Единственное, о чем, по словам Гачечиладзе, удалось договориться – об освобождении сторонников оппозиции, задержанных в ходе акций протеста. Да и то условно. Гарантий Саакашвили не дал, ограничившись заверением пересмотреть дела и списки заключенных. Лидеры оппозиции утверждают, что счет арестованных пошел на несколько десятков. «Я все-таки надеюсь, что эти люди в скором времени смогут вернуться в свои дома», – заметил Гачечиладзе.
Комментируя переговоры с президентом, Гачечиладзе сказал, что ему трудно передать их содержание, потому как тяжело понять, о чем вообще говорит Саакашвили. Категорически отрицая наличие внутреннего кризиса, президент при этом не раз заметил, что Грузия находится в тупике, много говорил о российской угрозе, поведал Гачечиладзе. По его словам, в ходе встречи он укрепился во мнении, что Саакашвили не воспринимает реалий.
Тогда пришлось сделать акцент на готовности миллиона людей выйти на улицу с протестом, сообщить, что досрочные выборы местных органов власти, мэра Тбилиси ситуацию не спасут – народ не доверяет высшей власти, а потому необходимы отставка президента и досрочные выборы главы государства, рассказал Гачечиладзе. Но Саакашвили и на это не отреагировал. Возможно, это было не последнее приглашение встретиться, но надежд на плодотворность таких встреч нет, а потому оппозиции не остается ничего другого, как радикализировать действия, резюмировал Гачечиладзе.
Оппозиционер также сообщил, что счел нужным напомнить президенту, хотя он и без того в курсе, о необходимости решить проблемы двух частных телеканалов: вернуть «Имеди» законному владельцу – семье покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили, а также предоставить лицензию на полномасштабное вещание кабельному телеканалу «Маэстро», что неоднократно откладывается с нарушениями закона. Гачечиладзе признался, что и на эти вопросы он не получил вразумительного ответа.
Между тем бессмысленность встречи с Саакашвили в Тбилиси заранее предрекали не только представители оппозиции, в один голос объявившие, что не дают права Левану Гачечиладзе говорить от имени всех (что, наверное, стоит расценивать как дефицит взаимного доверия), но и аналитики. По мнению большинства из них, имитация диалога с главным противником по последним президентским выборам Михаилу Саакашвили понадобилась именно в преддверии визита Филиппа Гордона. Но с другой стороны, о каких переговорах может идти речь, если у оппозиции одно-единственное жестко сформулированное требование – об отставке президента. Да и трудно вообразить, что представитель Госдепа США вдруг порекомендует Саакашвили уйти, а тот беспрекословно это сделает.
«Визит Филиппа Гордона важен другим. От его результатов, от представленного в администрацию США анализа во многом зависит будущее отношение Вашингтона к Грузии», – считает политолог Арчил Гегешидзе. На данный момент в этом плане у Тбилиси особых беспокойств быть не должно.
Накануне Филиппу Гордону на пресс-конференции в Ереване пришлось немало отвечать на вопросы по грузинской тематике. И он в армянской столице говорил то, что хотели бы слышать в грузинской: США строго придерживаются принципа территориальной целостности Грузии; США продолжат помогать Грузии в государственном строительстве; США продолжат активно помогать Грузии в военной сфере; США рассматривают Грузию в качестве стратегического партнера и будут поощрять развитие демократических институтов и традиций в этом южнокавказском государстве.