В Таджикистане тяжелее других выживать старикам.
Фото Дониёра Мухиддинова
В Таджикистане продолжается девальвация национальной валюты, вызванная резким сокращением валютных поступлений в республику. Доход по основным статьям – экспорту хлопка и алюминия – снизился на 60–70%, денежные переводы мигрантов – на 30%. Власти страны рассчитывают на помощь международных финансовых институтов. По мнению экспертов, в ближайшие два-три месяца республику ожидают социально-политические потрясения.
В Таджикистане подсчитывают убытки, связанные с последними колебаниями валюты. В течение мая стремительно набиравший обороты доллар в конце минувшей недели обрушился на 10%. Теперь его курс вновь ползет вверх. В первой декаде июня эксперты прогнозируют очередную волну девальвации национальной валюты – сомони. Как утверждают специалисты, далеко не последнюю. «В течение следующих нескольких месяцев в Таджикистане может произойти как минимум два еще более резких падения курса сомони», – прогнозирует экономист душанбинского Института экономических исследований Юсуф Зайнидинов.
В целом с начала года девальвация сомони по отношению к доллару составила почти 25%. По мнению экспертов, это связано с тем, что у Нацбанка, который провел в мае валютную интервенцию и вбросил около 2 млн. долл., больше средств для удержания обменного курса сомони в приемлемом коридоре нет. По данным Госкомстата, объем импорта на данный момент в три раза превышает объемы экспорта. Дополнительным давлением на национальную валюту, по данным Нацбанка, стало 30-процентное сокращение валютных поступлений от трудовых мигрантов из России. Золотовалютные ресурсы Нацбанка в настоящее время составляют всего 183 млн. долл. А внешний долг превысил 1 млрд. долл., что составляет 30% ВВП.
Среди населения растет недовольство. Повышение курса доллара влечет за собой рост цен на импортные товары. Кстати, в Душанбе уже закрылись два крупнейших вещевых рынка. Несмотря на летний сезон, выросли цены на 20–30% на сельхозпродукцию. Цены на бензин в столице за последние две недели повысились на 20%. От валютной лихорадки пострадали рядовые граждане и представители малого и среднего бизнеса, которые ведут расчеты в национальной валюте.
Вместе с тем таджикские чиновники продолжают убеждать с телеэкранов граждан, что экономике республики удастся избежать отрицательного влияния глобального финансово-экономического кризиса. А ее расцвет, по словам министра финансов Сафарали Наджмиддинова, «начнется в начале будущего года». Он пояснил, что за первые четыре месяца нынешнего года экономический рост составил 2,9% против ожидаемых 2%. Министр уверен, что к сентябрю экономический рост будет более ощутимым.
Эксперты удивлены подобными заявлениями чиновников. Тем более что правительство только месяц назад представило антикризисный план, на реализацию которого запросило у международных финансовых институтов 200 млн. долл. «Ситуация в социально-экономической сфере Таджикистана достаточно напряженная», – сказал «НГ» директор Института стратегических исследований при президенте РТ Сухроб Шарипов. По его словам, кризис в первую очередь серьезно ударил по промышленности: объем промышленного производства в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 8,2–8,5%, внешнеторговый оборот – на 22–23%, в том числе экспорт – на 50%. Бюджет за этот период выполнен всего на 86,6%, потери составили 153 млн. сомони (около 40 млн. долл.). Правительство, по словам эксперта, принимает меры, чтобы уменьшить влияние мирового кризиса на социально-экономическую сферу. В частности, парламентом принят новый закон об уменьшении доходной части бюджета на 10%. Пока в полном объеме финансируется социальная сфера.
Власти, по словам Сухроба Шарипова, рассчитывают на помощь донорских организаций, которые в настоящее время изучают ситуацию в республике. Уже выделено 80 млн. долл. Международный валютный фонд (МВФ) принял трехлетнюю кредитную программу в размере 116 млн. долл. Азиатский банк развития – 120 млн. долл. В новом бюджете американского Госдепартамента экономическая помощь США Таджикистану будет увеличена с 25,2 до 46,5 млн. долл. Китай готов вложить 1 млрд. долл. инвестиций. Соглашение об этом было подписано в Душанбе на минувшей неделе.
Однако, по мнению экспертов, без развития малого и среднего бизнеса большой отдачи от подобных вливаний не будет. «Для этого надо снять все существующие барьеры: ввести регистрацию «одного окна», снизить налоги на прибыль, провести либерализацию законодательства», – сказал «НГ» таджикский политолог Парвиз Мулоджанов. Без принятия срочных мер Таджикистан ожидает социальное напряжение. С ним согласен директор Института стратегических исследований при президенте РТ Сухроб Шарипов. «Ожидания людей связаны с завершением строительства Рогунской ГЭС, что стало национальной идеей. По распоряжению президента Эмомали Рахмона в 2013 году будут запущены первые два агрегата. Это благоприятно скажется на общей ситуации в стране», – сказал Шарипов.
Тяжелой ситуацией попытается воспользоваться таджикская оппозиция. «Политические партии уже начали подготовку к предстоящим в будущем году парламентским выборам. Главным коньком в их программах будут экономический кризис и слабость правительства в решении тех или иных задач», – сказал «НГ» Сухроб Шарипов.