Этот продукт приносит большую прибыль, чем бензин.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
В то время как СМИ пестрят комментариями экспертов относительно заявления главного санитарного врача России Геннадия Онищенко о запрете на экспорт белорусской молочной продукции в РФ, официальный Минск предпочитает делать вид, что ничего не произошло.
Белорусская коллега господина Онищенко Валентина Качан заявила, что все те предприятия, которые намерены поставлять молочные продукты в Россию, необходимые разрешительные документы получили. По ее словам, те, кто не перерегистрировал, – просто «не имели в этом необходимости». «Названные 500 видов продукции – это «мертвая» продукция, которая практически не экспортируется в Россию», – пояснила Качан.
В то же время перечень продукции, которая не только не будет допускаться на российский рынок, но даже будет изыматься из магазинов, если она туда уже поступила, размещенный на сайте Роспотребнадзора, не дает никаких оснований воспринимать ее слова всерьез – в перечне все основные экспортные позиции и основные экспортеры. Среди предприятий, продукция которых не соответствует новым российским стандартам, ведущий игрок рынка – брестское ОАО «Савушкин продукт». «НГ» удалось связаться с заместителем директора предприятия Еленой Бабкиной, которая назвала факт присутствия своей компании в черном списке ошибкой. «Вся продукция и ее упаковка соответствуют техническому регламенту, все машины спокойно проходят в Россию», – сказала она. В то же время на других белорусских предприятиях, попавших в означенный перечень, либо ссылались на отсутствие директора, который один компетентен в этом вопросе, либо велели присылать письменный запрос, либо звонить завтра.
«Никто не хочет быть гонцом плохих новостей», – сказал «НГ», комментируя сложившуюся ситуацию, белорусский экономист, руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. «Плохо о белорусской экономике говорят только отморозки и господин Кудрин», – пошутил эксперт, припомнив недавнее высказывание президента Александра Лукашенко, давшего отповедь российскому министру за то, что он позволил себе усомниться в устойчивости экономики страны. В то же время, по его мнению, проблема есть, и она серьезная. «Все 118 районов Белоруссии имеют свои молокозаводы, они напрямую рассчитываются с колхозами и совхозами, а это 30% населения страны. Вынужденное сокращение производства ставит их в стрессовую финансовую позицию», – утверждает эксперт. По его информации, более 80% белорусского молочного экспорта приходится на Россию. Он напомнил, что в прошлом году Белоруссия заработала на этом 1 млрд. долл. «Исходя из этого снижение объемов на 10% – это потеря 100 миллионов долларов», – утверждает он. В то же время собеседник «НГ» не склонен думать, что речь может идти о полном запрете на ввоз молока и молокопродуктов в Россию. «Я думаю, что самые крупные бренды сохранят свои позиции», – предположил он.
Действия России в Белоруссии не связывают с намерением оградить своего потребителя от некачественной продукции и предоставить ему максимум информации о том, что он ест и пьет. В эфире местного телеканала представитель Слуцкого сыродельного комбината заявил, что Россия, вводя новые регламенты молочной продукции, пытается подвигнуть белорусское руководство к мысли продать-таки акции молокозаводов российским инвесторам. «Я думаю, что это больше конкурентная борьба за рынки сбыта продукции, а также российский интерес к нашему комбинату», – сказал он.
Не отрицая значимости вышеупомянутого фактора, Заико все же считает стремление россиян защитить свой рынок вполне логичным. По его данным, за первые два месяца 2009 года Белоруссия увеличила поставки в Россию молока и молочных продуктов на 37% в физическом объеме, в то время как в прошлом году рост составлял 22%. «Это уже почти экспансия», – считает эксперт. При этом он привел расчеты, из которых следует, что производство молока – это более доходный бизнес, чем нефтепереработка, что и объясняет, по его мнению, нежелание российских производителей отдавать на откуп Белоруссии этот рынок. «По моим расчетам, в России 1 литр молока может принести доход в 1 доллар, в то время как выручка от продажи 1 литра бензина составляет только 70 центов», – сказал Заико.
Минск