Трубопровод Туркмения–Китай протянется на тысячи километров.
Фото Reuters
Не разрешив до конца конфликт с Москвой из-за взрыва газопровода Средняя Азия – Центр-4, Ашхабад укрепляет отношения с Китаем в газо-энергетической сфере. В конце прошлой недели стало известно, что Пекин предоставил Туркмении кредит в размере 3 млрд. долл. на освоение крупнейшего в республике газового месторождения Южный Иолотань. В свою очередь, Ашхабад гарантировал Китаю, что к концу года будет запущен трубопровод Туркмения–Китай с увеличенной мощностью до 40 млрд. куб. м природного газа в год.
«Китай становится стратегическим партнером Туркмении», – заявил президент Гурбангулы Бердымухамедов в конце минувшей недели на заседании кабинета министров. Подводя итоги состоявшихся туркмено-китайских переговоров, глава государства отметил, что диверсификация сотрудничества является основополагающим принципом энергетической политики Туркмении. Основной покупатель туркменского газа – российский концерн «Газпром» – в начале апреля прекратил закупки топлива, а на днях предложил пересмотреть условия соглашения: сократить объемы закупок газа либо снизить его стоимость. Согласно договору с января 2009 года «Газпром» должен был закупать 40–42 млрд. куб. м топлива в год по цене 310–315 долл. за 1 тыс. куб. м. Решение Украины сократить объемы закупок и уменьшение экспорта объемов газа в Европу и СНГ вынудили «Газпром» задуматься над изменением договора с туркменской стороной. Глава «Газпрома» Алексей Миллер предложил проанализировать необходимость туркменского газа в балансе «Газпрома» в 2009 году по той цене, по которой он предлагается. Однако, как заметили «НГ» в Ашхабаде, если Туркмении и России не удастся договориться, президент Бердымухамедов может вовсе отменить российско-туркменское соглашение о закупках газа сроком на 25 лет, которое, как известно, в российской энергетической стратегии занимает видное место.
В изменившихся условиях Ашхабад, кроме Китая, с которым, по словам туркменского лидера, «успешно реализуется ряд крупномасштабных проектов, в том числе по разведке и разработке углеводородных кладовых правобережья Амударьи», надеется поставлять голубое топливо и на другие рынки. В частности, в ходе заседания правительства Бердымухамедов заявил о необходимости пересмотра программы развития нефтегазовой промышленности на период до 2030 года: «Следует разработать оптимальные схемы реализации энергоносителей», – цитирует президента газета «Нейтральный Туркменистан».
Для этого Ашхабад при финансовой помощи Китая намерен начать осваивать месторождение Южный Иолотань на юго-востоке страны. Его запасы оцениваются в 6 трлн. куб. м газа, что делает его четвертым-пятым по объемам запасов месторождением газа в мире. По мнению специалистов, на разработку месторождения уйдет несколько лет. За это время, как рассчитывают в Ашхабаде, закончится финансово-экономический кризис. «После его спада потребность в нефти и газе всех стран возрастет. Мы должны быть всесторонне готовыми к конъюнктурным изменениям на мировом энергетическом рынке», – заявил Бердымухамедов. По его словам, «если только в Южном Иолотане мы будем ежегодно добывать 50 млрд. кубометров, то сможем любую страну на 100 лет обеспечить топливом». При этом глава государства подчеркнул, что «действовать надо продуманно и оставить запасы топлива для грядущих поколений».
Напомним, что месяц назад Туркмения и немецкая компания RWE AG заключили долгосрочное соглашение в сфере энергетики. RWE является одним из участников проекта Nabucco – газопровода из Турции через Балканы в Центральную Европу, который до сих пор не имел гарантированных объемов сырья, поскольку весь добываемый в Туркмении газ закупал «Газпром». Однако ситуация на нефтегазовом рынке Туркмении меняется в пользу Запада. Тем более что Бердымухамедов получил поддержку от США и готовность Вашингтона «оказать всяческое содействие в претворении в жизнь всех реализуемых в стране преобразовательных программ». Об этом заявил побывавший на днях в Ашхабаде помощник государственного секретаря США по странам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер.