Газовая труба послужила поводом для обострения отношений между Ашхабадом и Москвой.
Фото с официального сайта «Газпрома»
Сегодня в Ашхабаде начались российско-туркменские переговоры по вопросам межгосударственных отношений. Об этом «НГ» сообщили в посольстве Туркмении в России. Главное в повестке дня – проблемы сотрудничества в газовой отрасли: туркменская сторона намерена подать в суд на «Газпром», считая российскую компанию виновной во взрыве на газопроводе САЦ-4, произошедшем в начале апреля.
В Ашхабад прибыла российская делегация во главе с вице-премьером Виктором Зубковым, которому и предстоит урегулировать «газовый вопрос».
Как ранее писала «НГ», 8 апреля произошел взрыв на туркменском участке Давлетбат–Дариялык газопровода САЦ-4, из-за чего туркменский газ полностью перестал поступать на территорию России.
МИД Туркмении в случившемся обвинил «Газпром», который, по версии Ашхабада, несвоевременно уведомил туркменскую сторону о резком сокращении объемов отбираемого газа, что и стало причиной техногенной аварии.
Сумма причиненного ущерба подсчитывается. Но известно, что в нее будут включены средства, затраченные Туркменией на консервацию 195 скважин и ремонт трубопровода. На прекращении экспорта газа Туркмения ежемесячно теряет около 1 млрд. долл. «Туркмения самостоятельно завершила ремонт газопровода САЦ-4, по которому среднеазиатский газ экспортируется в Россию», – сообщил журналистам директор геологического института корпорации «Туркменгеология» Одек Одеков. По его словам, трубопровод готов к прокачке газа, но вначале надо провести переговоры с «Газпромом».
Газпром не отказывается от сотрудничества с Туркменией, но теперь настаивает на снижении объемов закупок и цены. Об этом заявил заместитель председателя правления газовой монополии Валерий Голубев в понедельник на брифинге в Челябинске. При этом он пояснил, что поставки газа из Туркмении были полностью остановлены по инициативе туркменской стороны. «Газпром» лишь намеревался снизить объем поставляемого газа до 27 млн. куб. м в сутки. «Мы предложили туркменским коллегам применить схему других российских производителей газа: «НОВАТЭК», ТНК-BP, «ЛУКОЙЛ», «ИТЕРА». Все они сократили объем добычи газа пропорционально. «Туркменский газ закупался по таким ценам, по которым мог быть реализован на европейском рынке. Сегодня Европа по этой цене уже не покупает. Поэтому мы вынуждены были поставить Ашхабад перед выбором: пересматриваем цену или объемы», – подчеркнул менеджер «Газпрома».
При этом Голубев отметил, что у Туркмении нет иной альтернативы, кроме как продавать газ «Газпрому», так как поставки туркменского газа могут осуществляться лишь посредством системы газопроводов САЦ. Других газопроводов в ближайшие пять лет не предвидится, считают в «Газпроме». В посольстве Туркмении в РФ «НГ» пояснили, что переговоры будут длительными, а общую позицию стороны выработают скорее всего лишь к осени.
Эксперты считают, что ситуация сложная, но не критическая. В устранении противоречий, по их мнению, надо исходить из договора, который был заключен в декабре прошлого года и который является корпоративной тайной. «Из-за этого и не очень понятно, каким образом решаются правовые споры между сторонами. Может ли Туркмения обращаться в Международный арбитражный суд либо этими вопросами занимается другой третейский суд?» – сказал «НГ» эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Судя по информации из открытых источников, в отличие от договора, заключенного между «Газпромом» и Украиной, в случае с Туркменией не предусмотрены штрафные санкции за изменения условий – объемов, цены и пр. В противном случае, считает эксперт, Ашхабад акцентировал бы внимание именно на эти обстоятельства и выставил «Газпрому» штраф за нарушение условий соглашения.
Эксперт считает, что стороны вынуждены будут найти общий язык по объемам закупок, так как у Туркмении пока нет возможности продавать значительные объемы газа кому-то еще, кроме России. Китайское направление, которое планируется запустить в нынешнем году, пока не выглядит достаточно убедительным. Что касается южного, через Афганистан, Пакистан и Индию, то, как отметил Аждар Куртов, на этом направлении впереди Иран, который уже подписал с Исламабадом соглашение о строительстве трубы с месторождения Южный Парс в Пакистан. «Таким образом, у «Газпрома» на руках остаются козыри: действующая труба, выгодные ценовые предложения и рейтинг самой компании в мировой табели о рангах», – сказал «НГ» Аждар Куртов.