Длительные и сложные переговоры Киева и Москвы о сотрудничестве в ядерной отрасли на днях успешно завершились: стороны согласовали проект меморандума, который будет подписан в середине июля. Источники, близкие к переговорам, сообщают, что Украина обязуется до 2026 года закупать российское топливо для АЭС, не расширяя объемы американских поставок. Россия сделает встречный шаг, построив завод по фабрикации ядерного топлива в Украине.
Но это не значит, что конфликты в этой сфере исключены в будущем: украинская сторона не прекращает переговоры с другими иностранными компаниями о закупке технических проектов реакторных установок для модернизации украинских АЭС.
Предварительные договоренности об обеспечении украинских станций российским топливом и о строительстве в Украине завода по производству топлива были достигнуты весной прошлого года во время встречи Юлии Тимошенко и Владимира Путина. Но подготовка к юридическому оформлению соглашений проходила сложно. Представители украинского правительства неофициально отмечали, что российская сторона завышала цену на топливо, а также требовала права участия в разработке украинских урановых месторождений. На политическом уровне Киев не был готов к такому решению. «Мы зависимы от России в вопросе поставок газа. Если отдать еще и всю атомную энергетику – мы окажемся на крючке. Украине жизненно необходима программа диверсификации поставок энергоносителей», – отмечал член парламентского комитета по ТЭК и ядерной энергетике Юрий Костенко.
Реализуя такую программу, в прошлом году Украина подписала контракт на партию топливных сборок американской компании Westinghouse. До сих пор это топливо экспериментально использовалось на 3 из 15 энергоблоков украинских АЭС. Украинская сторона намекала на возможность расширить сотрудничество, сузив рынок для российских поставок. Россияне в ответ грозились реализовать проект завода в одной из стран Восточной Европы.
Наконец, сторонам удалось прийти к компромиссному решению: российское топливо будет поставляться на 12 энергоблоков. Завод будет построен в Украине до 2015–2016 годов и введен в эксплуатацию одновременно с двумя новыми энергоблоками на Хмельницкой АЭС, создавать которые будет российская сторона.
Руководитель национальной компании «Энергоатом» Юрий Недашковский подтвердил, что переговоры с ОАО «ТВЭЛ» прошли успешно, и конкурентов у российского поставщика в Украине нет: «15 блоков – хороший рынок для одного поставщика, но узкий для нескольких. Скажу так: создание совместного производства ядерного топлива может поставить точку в вопросе конкуренции при его поставках». Правда, в Киеве уточняют, что открытыми до сих пор остаются вопросы о доступе российских компаний к украинским месторождениям и о требовании проводить обогащение урана на российской территории.
Впрочем, для развития украинской атомной энергетики гораздо важнее строительство завода. Вице-президент компании «ТВЭЛ» Василий Константинов ранее пояснял: «Если производственные мощности СП будут находиться на территории Украины, это позволит не только реализовать задачу украинского атомно-энергетического комплекса по производству топливных сборок для своих АЭС, но и решить в Украине ряд социальных вопросов путем создания новых рабочих мест». Кроме того, украинская сторона сможет полностью обеспечить топливом свои АЭС и при этом поставлять продукцию завода в страны, где расположены ядерные реакторы российского типа.
В украинско-российских отношениях есть еще один вопрос, связанный с необходимостью в ближайшие годы модернизировать и заменять атомные энергоблоки. Этот проект, по словам специалистов, является более привлекательным и перспективным, чем даже поставки энергоносителей. В середине мая «Энергоатом» подписал меморандум о взаимопонимании с корейской электроэнергетической корпорацией «Керсо». «У нас есть надежда, что, развивая сотрудничество с корейской стороной, Украина получит возможность строительства корейских реакторов с использованием всей цепочки от производства атомных реакторов до их эксплуатации», – заявил тогда глава Минтопэнерго Украины Юрий Продан.
Киев