Власти Грузии обвиняют Александра Эбралидзе в финансировании мятежников и оппозиционеров.
Фото ИТАР-ТАСС
В субботу Тбилиси официально заявил о причастности российских сил к военному мятежу Мухрованского танкового батальона 6 мая. Глава парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе в эфире телеканала «Рустави-2» объявил, что бунт финансировался петербургским олигархом Александром Эбралидзе, недавно объявившем об амбициях на пост президента Грузии.
О причастности России к событиям 6 мая, когда, по заявлению органов правопорядка Грузии, командование Мухрованского танкового батальона объявило о неподчинении властям, официальный Тбилиси заговорил сразу. После резких опровержений Москвы грузинская сторона поумерила пыл, а президент Михаил Саакашвили вскоре в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что «никогда не обвинял Россию в мухрованском инциденте».
Предложенная грузинскому обществу трактовка мятежа, подкрепленная оперативными съемками МВД и видеорядами ведущих местных телекомпаний, получила неоднозначную оценку. Как, впрочем, и большинство «смутных историй», в обилии обрушившихся на жителей Грузии в период обострения внутриполитической ситуации: будь то видеосъемка покупающих оружие однопартийцев экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе, хулиганских выходок рядовых оппозиционеров, наркоманящих участников акций протеста и т.д.
Оппозиция уверенно обвинила власти в очередной постановке «имиджевого спектакля». Это тем не менее не помешало правоохранительным органам арестовать более 30 военных и гражданских лиц, причастных к инциденту в танковом батальоне, и объявить в розыск трех офицеров: Кобу Отанадзе, Левана Амиридзе и Гию Криалашвили. 20 мая в результате спецоперации Криалашвили был застрелен в предместьях Тбилиси, а получившие тяжелые ранения Отанадзе и Амиридзе помещены в больницу, причем без права встречаться с родственниками.
После этих кровавых событий о российском следе заговорили снова. Вначале Саакашвили на одной из многочисленных в последние дни встреч с общественностью намекнул на такую связь. А уже в субботу видный его соратник по правящему «Национальному движению» Таргамадзе заявил: «Провалившийся мятеж танкового батальона готовился при поддержке российского бизнесмена Александра Эбралидзе, который имеет связи с премьер-министром Владимиром Путиным... Целью плана было как минимум вызвать беспорядки в Грузии или как максимум подготовить почву для ввода оккупационных сил России в Тбилиси». По словам Таргамадзе, все это время с 6 мая имя Эбралидзе не называлось – «мы выжидали, что он сам даст о себе знать». «Очень ошибается тот, кто думает, что можно быть миллиардером в Санкт-Петербурге без контроля самого известного петербуржца (Владимира Путина. – «НГ»)», – сказал Таргамадзе.
Эбралидзе, более 30 лет живущий в России, «дал о себе знать» на прошлой неделе. На проходившей в Сочи конференции Ассамблеи народов Грузии бизнесмен объявил, что ему надоело наблюдать со стороны за событиями на родине и он готов баллотироваться в президенты. Заявление Эбралидзе, по словам участников форума, стало неприятной неожиданностью как для его организаторов, так и для грузинских оппозиционеров. В частности, губернатор Имерети времен Эдуарда Шеварднадзе Темур Шашиашвили заметил, что намерение Эбралидзе свидетельствует лишь о его полной оторванности от Грузии – «человек, не имеющий грузинского гражданства, не может претендовать на президентский пост, а теперь он наверняка его не получит».
Таргамадзе в эфире телекомпании «Рустави-2» также сообщил, что помимо Эбралидзе в финансировании событий, которые могут привести к смуте, активно участвуют и такие бизнесмены с неоднозначной репутацией, как «Шаликиани и Ониани, покинувшие Грузию сразу после революции роз». Депутат сообщил, что правоохранительные органы располагают неопровержимыми доказательствами этого – «есть записи встреч и бесед, содержание которых не оставляет сомнений в финансировании этими людьми определенных политических процессов в Грузии».
Оппозиция, планирующая устроить 26 мая, в День независимости Грузии, общенародный сход с требованием отставки Саакашвили, от обвинений в получении средств из России традиционно отмахнулась: если, мол, есть доказательства, пусть власти предъявят, а не болтают попусту в «преддверии близкого конца». Сама оппозиция в оставшееся до «грандиозного митинга» время, по некоторым данным, меняет тактику борьбы с режимом и пытается договориться о своем едином лидере. По мнению представителя «Альянса для Грузии» Давида Зурабишвили, «общий лидер усилит оппозицию и ослабит Саакашвили, являясь его антиподом».