Продолжающиеся в Вене переговоры по вопросу продления мандата Миссии ОБСЕ в Грузии, до августовской войны курировавшей процесс урегулирования грузино-осетинского конфликта, пока безрезультатны. Россия, пользуясь правом вето, отклоняет предложения, отличающиеся от ее собственного. Вчера она это сделала в очередной раз. Если в ближайшее время представителям всех 56 стран – членов ОБСЕ не удастся сформировать единую позицию, то к 30 июня сотрудникам миссии придется покинуть Грузию.
Москва считает недопустимым сохранение прежнего довоенного формата работы наблюдателей ОБСЕ. Она считает целесообразным открытие двух равноправных представительств организации: в Южной Осетии и собственно в Грузии.
Идея о двух представительствах категорически неприемлема для Тбилиси, как любая другая, каким-либо образом повышающая статус вышедшей из-под юрисдикции автономии. Эту позицию всецело разделяют сторонники территориальной целостности Грузии. В частности, Греция, председательствующая в ОБСЕ, представила план продления мандата миссии, в котором исхитрилась обойтись без упоминания участников конфликтов – в документе нет названий «Грузия», «Южная Осетия» и никак не затрагивается статус последней. Подобная нейтральность, по замыслу авторов предложения, должна была сделать Москву сговорчивее. Но надежды не оправдались – Россия наложила на это предложение вето.
Как заверили «НГ» в МИД РФ, позиция России по вопросу пролонгации мандата наблюдателей ОБСЕ не изменится. «Глупо делать вид, что в регионе ничего не произошло, и закрывать глаза на события в августе прошлого года. Ситуация теперь другая и требует нового подхода», – заявил «НГ» собеседник. При этом он опроверг обнародованные в ряде СМИ сообщения о прекращении переговоров по данному вопросу. «Переговоры продолжаются. Идут тяжело, и результат зависит от готовности участников процесса признать новые реалии в регионе», – сказал он.
Вероятно, такой готовности не будет. Официальный Тбилиси не раз подчеркивал недопустимость принятия любых решений, которые каким-то образом сыграют на руку Цхинвалу или Сухуму в плане притязаний на суверенитет. Поэтому наивно ожидать, что грузинские власти, находясь тем более под сильным давлением внутренней оппозиции, вдруг согласятся на открытие равноправной Миссии ОБСЕ в неподконтрольном регионе.
В Тбилиси, очевидно, смирившись с неизбежностью ухода Миссии ОБСЕ, заговорили о том, что деструктивной позицией «Россия самоизолируется от международного сообщества». Однако не похоже, что такого рода предупреждения окажутся эффективными. Равно как и заявление представителя Госдепартамента США Яна Келли, в котором содержится призыв к Москве следовать соглашениям Медведева–Саркози и обеспечить «наблюдателям ОБСЕ полный доступ к Южной Осетии и к близлежащим районам» в целях «мирного и стабильного Южного Кавказа».