Александр Лукашенко настроен решительно: «Не давите на нас...»
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Белоруссия претендует на роль серьезного игрока, способного повысить или, наоборот, снизить шансы основных участников нового передела сфер влияния на постсоветском пространстве: России, Евросоюза, США. Вчера это дал понять всем заинтересованным сторонам белорусский лидер Александр Лукашенко. Выступая с обращением к парламенту, он назвал условия торга, который ведется за Белоруссию. Вашингтону он посоветовал снять санкции с белорусских предприятий и вернуть белорусско-американские торговые отношения на прежний уровень. От Брюсселя потребовал определиться с тем, кого он хочет видеть на саммите ЕС в Праге в мае. А Москву поставил в известность, что Белоруссия проживет и без российских «Искандеров» – «установки сами построим, а ракеты купим». Эксперты полагают, что официальный Минск, понимая откровенный интерес к нему, постарается извлечь из ситуации максимальную выгоду, прежде всего финансовую и экономическую.
Речи Лукашенко ждали, особенно в преддверии саммита ЕС в Праге, который, судя по прозвучавшим накануне заявлениям европейских лидеров, грозит скандалом. Если в Брюсселе не определятся с тем, кого они действительно хотят видеть на мероприятии, где запланировано подписание соглашения о «Восточном партнерстве», в который пригласили Украину, Азербайджан, Армению, Грузию, Молдавию и вроде Белоруссию. Неопределенность положения Минска объясняется тем, что ему предложено либо соответствовать статусу приглашенного ЕС, либо остаться в очереди за ним.
Руководство Белоруссии в последнее время старалось угодить Брюсселю и сделало некоторые шаги по демократизации общества. ЕС прислал гонца с приглашением в Прагу, но без указания – кого именно. А вскоре из Европы прозвучали заявления, что если приедет Лукашенко, ему не пожмут там руку, а президент Чехии, председательствовавшей в ЕС, не примет его в своей резиденции.
Лукашенко вчера парировал: не хотите меня видеть – не надо, но скажите об этом прямо. При этом он потребовал уважения к своей стране со стороны тех, кто хочет с ней выстраивать нормальные отношения. Президент Белоруссии отверг выбор, который ему предлагают: Запад или Восток, и заметил, что Белоруссия могла бы стать между ними мостом.
При этом Лукашенко напомнил, что Белоруссия проводит многовекторную внешнюю политику и хочет дружить и с Западом, и Востоком, не отдавая никому приоритета. «Говорят, что Лукашенко будет делать, чтобы угодить и тем, и этим. Да, я буду делать, чтобы было хорошо и там, и там», – подтвердил он. Правда, посокрушался, что «к сожалению, не все в России понимают нормализацию отношений с Западом». При этом он заверил, что Белоруссия «не может принять политику, которая направлена против России».
Риторика при упоминании отношений с Западом была такой: мы вам нужны как транзитное государство, и вы должны дружить с нами – любыми. «Ничего такого в угоду кому бы то ни было я делать не буду. Ни прогибаться, ни унижаться мы не будем», – подчеркнул белорусский лидер.
Лукашенко просил не давить на Белоруссию в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии. Он выразил недоумение по поводу соответствующих заявлений европейских партнеров. «Мол, если Белоруссия признает Южную Осетию и Абхазию, мы ее накажем. Так вы накажите Россию, она уже признала», – заметил президент Белоруссии. Он попросил «и на Востоке, и на Западе успокоиться и хоть на минуту исходить из наших внутренних интересов». «Успокойтесь, дайте спокойно проводить политику, которая будет интересна и безвредна всем», – подчеркнул Лукашенко.
Обращаясь к послам западных государств, Александр Лукашенко подчеркнул, что, возможно, «слишком обнаженно говорит, чтобы они понимали суть политики». «Не хочу, чтобы меня после Пражского саммита упрекали – говорил одно, делает другое. Мы хотим быть с Россией, хотим дружить с Европой», – резюмировал он. «Единственное, чего мы не потерпим, когда нас будут понукать, когда нас, как скот, будут толкать в спину», – добавил президент.
В то же время Лукашенко обвинил мировых лидеров в усугублении кризисных явлений. «Мировой кризис был бы намного менее болезненным, а может, не таким масштабным, если бы не позиция СМИ, которую формируют сами лидеры подавляющего большинства государств», – считает белорусский президент. По его мнению, «некоторые СМИ и отдельные политические деятели пытаются спекулировать на этой теме и нагнетать в обществе нервозность». При этом он подчеркнул, что такие главы государств используют кризис как возможность пиара, «а кое-кто и замазывает свои коррупционные делишки». При этом Лукашенко негативно отозвался и об МВФ, который недавно пересмотрел прогноз развития мировой экономики, и в том числе Белоруссии. «МВФ дал один прогноз, вчера второй прогноз – «будет еще хуже». Скажите, что, это способствует выходу мировой экономики из финансово-экономического кризиса?» – задал риторический вопрос Лукашенко.
В частности, согласно прогнозу МВФ ВВП Белоруссии не вырастет на 1,4%, как фонд предполагал ранее, а сократится на 4,3%. Такие прогнозы и широкое освещение хода кризисных процессов в других странах в корне противоречат той позиции, которую занимает в этой ситуации власть Белоруссии. В стране продолжает действовать утвержденный до кризиса прогноз социально-экономического развития с планами роста более 10%. Первую часть своего послания Лукашенко посвятил теме кризиса и там отметил, что и дальше ничего менять не собирается. По его словам, сила Белоруссии в эксклюзивной белорусской модели развития.
Оценивая нынешнее выступление Лукашенко, эксперты отмечают его высокую эмоциональность. Особенный накал фиксировался при упоминании белорусской оппозиции и внешней политики. В очередной раз Лукашенко назвал оппозиционеров врагами народа, которые пытаются препятствовать принятию Белоруссии в «Восточное партнерство».
Минск