В Степанакерте считают необходимым участие в переговорах по урегулированию конфликта.
Фото автора
Президент Армении Серж Саргсян прибудет сегодня в Москву с рабочим визитом. С коллегой Дмитрием Медведевым он обсудит вопросы, связанные с урегулированием карабахского конфликта. Этот же вопрос привел в Ереван в среду сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ, курирующей армяно-азербайджанские переговоры. В МИД Армении пояснили, что это плановый визит – посредники продолжают встречи с участниками конфликта, пытаясь сблизить их позиции. О чем будет идти речь на сей раз, в армянской столице не говорят, поддерживая традиционную завесу секретности переговоров по Нагорному Карабаху.
«Сопредседатели МГ ОБСЕ встретятся с министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном. СМИ получат информацию по итогам переговоров», – заявил руководитель отдела по связям с прессой МИД Армении Тигран Балаян. Как подсказывает опыт, журналистам сообщат, что стороны, считая необходимым продолжать диалог, рассмотрели вопросы, связанные с будущей встречей президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Однако «дежурная» поездка сопредседателей МГ ОБСЕ проходит параллельно столь заметным событиям, что сама по себе может оказаться далеко на заднем плане.
Сегодня в Москву с рабочим визитом прибывает президент Армении Серж Саргсян. Армянский лидер, вероятно, получит от Дмитрия Медведева какие-то предложения по решению карабахской проблемы, которые в конце прошлой недели рассматривались президентом России на встрече с Ильхамом Алиевым.
Алиев вернулся в Баку, довольный переговорами в Москве. Его «отчетная» речь о встрече с Медведевым наводит на предположение, что ему, возможно, удалось заручиться пониманием в вопросе возвращения в Карабах беженцев, а также в выводе армянских формирований из районов, прилегающих к НКР. Что же касается статуса Нагорного Карабаха, то, по словам Алиева, это не требует немедленного решения. Главное, что позиция Москвы не противоречит резолюциям ООН, признающим территориальную целостность Азербайджана, сказал президент. В Баку не скрывают, что за помощь в разрешении карабахской проблемы, а это надо понимать как восстановление юрисдикции в НКР, Москва получит не только обширный доступ к каспийским углеводородам, о чем достигнуто соглашение, но и едва ли не полную переориентацию внешнеполитического вектора Азербайджана. Такой поворот явно тревожит США – не случайно, когда Алиев выехал в Москву, в тот же день в Баку объявился куратор Госдепа по Южному Кавказу Мэтью Брайза.
У Саргсяна сложная миссия. От Еревана, взывая к компромиссу, требуют уступок. Армянская сторона указывает: для компромисса уступки должны быть обоюдными, а чем готов поступиться Баку – непонятно. Открытие Турцией границы, что лоббируют США, Армения не склонна рассматривать в увязке с НКР. К тому же в целом с перспективой отношений с Турцией больше тумана, чем ясности. Анкара за последние дни сделала ряд взаимоисключающих заявлений: то отказывалась от открытия границы с Арменией до решения карабахской проблемы, то вдруг объявляла, что этот вопрос не является приоритетным в турецко-армянских отношениях, чем тут же вызывала обвинения в предательстве со стороны Азербайджана. В понедельник Серж Саргсян обсудил по телефону состояние армяно-турецких отношений с вице-президентом США Джозефом Байденом.
«Давление Вашингтона на Анкару в плане открытия границы очевидно. С постепенной нормализацией турецко-армянских отношений может ослабеть влияние Москвы на Ереван, в чем заинтересованы Штаты. Они также обеспокоены интенсификацией армяно-иранских связей. Открытие турецкой границы может сбалансировать иранский вектор», – считает берлинский политолог Ашот Манучарян. Анкара при этом, полагает он, может вести свою игру: имитируя готовность к нормализации отношений с Арменией, пытается добиться от президента США Барака Обамы пересмотра позиции по геноциду.
«Многое прояснится 24–25 апреля, когда он обратится с традиционным посланием к армянам. Если Обама, как и обещал армянской общине США, в своей речи употребит слово «геноцид», то, вероятно, Турция вернется к жесткой позиции: никакой нормализации отношений с Арменией, пока не будет освобожден Карабах с прилегающими районами и пока не будет прекращена международная кампания по признанию геноцида. Собственно, Анкара от этой позиции официально не отрекалась, а больше намекала на возможность ее пересмотра», – сказал «НГ» Манучарян. Что же касается встреч президентов Азербайджана и Армении с Дмитрием Медведевым, то их стоит рассматривать в русле Майендорфской декларации о неприменении силы, подписанной ими 2 ноября 2008 года. «Реальных признаков того, что могут начаться конкретные практические действия по карабахскому урегулированию, пока нет», – сказал Манучарян, считающий также необходимым «помнить о позиции самого Степанакерта». А она проста: ни один вопрос, касающийся судьбы Карабаха, не может решаться без его участия, в один голос говорят лидеры НКР.
Война началась во времена СССР
Карабахский конфликт начался в 1988 году. В активную фазу вошел в 1991 году после проведенного референдума, в ходе которого почти 100% процентов жителей проголосовали за независимость. Абсолютный показатель во многом объясняется тем, что азербайджанская часть населения, воспользовавшись конституционным правом, не участвовала в референдуме. Широкомасштабные боевые действия привели к потере Азербайджаном контроля над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему семью районами. 12 мая 1994 года война, в ходе которой с обеих сторон погибли до 30 тыс. человек и около 1 млн. стали беженцами, завершилась подписанием соглашения о прекращении огня. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках МГ ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.