Туркменский газ в Россию пока не идет.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Москва намерена поддержать инициативу Ашхабада по обеспечению безопасности энерготранспортных систем. 23 апреля в столицу Туркмении прибывает российская делегация во главе с вице-премьером Игорем Сечиным, которая примет участие в соответствующей международной конференции. Главная же цель российской делегации – уладить отношения с Туркменией, испорченные после недавнего взрыва на газопроводе, в котором Ашхабад обвинил «Газпром».
О своем участии в конференции под эгидой ООН «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества» заявили около 80 стран. Однако самая большая делегация ожидается из США. Посетивший накануне Ашхабад помощник госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер пообещал, что на конференцию приедут чиновники администрации президента Барака Обамы и представители крупного бизнеса. В первую очередь их интересуют реализация ряда энергетических проектов и установление взаимовыгодного партнерства в нефтегазовой сфере, как это уже сделала немецкая энергетическая компания RWE. Напомним, на днях RWE заключила с правительством Туркмении предварительный договор о поставках природного газа в Европу и получила право на разработку 23-го блока туркменского месторождения нефти и газа на шельфе Каспия. Президент Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что это соглашение «приведет к дальнейшей диверсификации туркменского экспортного портфеля и повысит безопасность газоснабжения Германии и Европы». Одновременно туркменскими энергоносителями заинтересовались корейскиe компании, которые также намерены подключиться к разработке углеводородных месторождений. 15 апреля туркменский лидер принимал главу Корейской национальной нефтяной корпорации Йонг Вон Канга и предложил его компании принять участие в развитии топливно-энергетического комплекса.
По мнению ряда экспертов, потенциальные иностранные инвесторы решили воспользоваться размолвкой Ашхабада и Москвы и перенаправить освободившиеся законтрактованные ранее Россией объемы газа в нужном им направлении. Соглашение между концерном RWE и Ашхабадом стало настоящим прорывом в решении этой проблемы: запасов газа в Туркмении достаточно, чтобы обеспечить нормальную работу газопровода Nabucco.
Основным покупателем туркменского газа является «Газпром». Однако после аварии на газопроводе Средняя Азия–Центр-4 российский газовый концерн приостановил его закупку, сославшись на конъюнктурные изменения. Более того, до сих пор не ясен виновник происшествия. «Газпром» отрицает причастность к взрыву, перекладывая ответственность на туркменскую сторону. Ашхабад настаивает на проведении международной экспертизы для установления истины.
«Инцидент хотя и неприятный, но апокалипсиса в отношениях двух стран ожидать не стоит», – считает эксперт российского Института стратегических исследований Аждар Куртов. Все дело в трубе. «Реальных альтернативных маршрутов российскому пока нет. Сдача трубопровода в Китай переносится на будущий год. При этом надо учитывать, что на начальном этапе можно будет прокачивать лишь 4–5 миллиардов кубометров газа. И лишь через несколько лет выйти на запланированные объемы поставок голубого топлива», – сказал «НГ» Аждар Куртов. Что касается Трансафганского или Транскаспийского, то эти проекты потребуют несколько лет подготовительной работы и строительства. В Афганистане и Пакистане политическая ситуация далека от стабильной. А чтобы проложить трубу по дну Каспия, для начала надо урегулировать статус этого водоема. «Так что Ашхабаду гораздо проще уладить конфликт с Москвой, нежели искать альтернативные маршруты для поставок законтрактованных Россией объемов газа в другом направлении. Россия может пойти на имиджевую уступку, например, признание ответственности. Ашхабад, в свою очередь, может с ней согласиться, поскольку получаемые от экспорта газа дивиденды не сопоставимы с расходами на ремонт трубы», – сказал Куртов.
Но если кризис во взаимоотношениях Ашхабада и Москвы затянется, то, как считают эксперты, не исключено, что предназначенный для России природный газ может пойти в китайском направлении. «В ряде случаев государству выгодно отказаться от амбициозных планов и временно сохранить нефть и газ в своих недрах, чем поставлять его по низкой цене», – отметил Куртов. Так в начале 90-х годов поступил Казахстан. Президент Нурсултан Назарбаев решил приостановить разработку месторождения Карашаганак на границе с Оренбургом, чем продавать «Газпрому» голубое топливо по очень низкой цене.
Несмотря на это, Ашхабад хотя и обвиняет в случившейся аварии «Газпром», но от своих обязательств не отказывается. «Мнение некоторых экспертов о том, что Ашхабад в одностороннем порядке расторгнет подписанный с «Газпромом» договор, неверно. Президент Бердымухамедов не раз заявлял, что Туркмения будет выполнять взятые на себя обязательства», – сказал «НГ» источник во внешнеполитическом ведомстве республики. Что же касается аварии, то в Ашхабаде считают, что виновник должен рассчитаться, поскольку сумма исчисляется миллионами долларов.
Между тем Туркмения сейчас заинтересована в поддержке России как крупнейшего игрока на мировой нефтегазовой арене. Подпись российской делегации под декларацией, которую планируется принять по итогам конференции, по мнению экспертов, повышает статус Туркмении.