Экс-спикер Нино Бурджанадзе – самая радикальная из оппозиционеров.
Фото Reuters
В четверг спецпредставителю ЕС на Южном Кавказе Петеру Семнеби удалось уговорить лидеров оппозиции Грузии начать диалог с властями. Для этого дипломату пришлось вести переговоры с каждым из руководителей оппозиционных партий отдельно. Очевидно, Семнеби занимался этим не один день, поскольку таких лидеров в Тбилиси сейчас не меньше полутора десятка.
Собственно, по ситуации на вечер четверга успех спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе можно считать половинчатым. Подавляющее большинство лидеров оппозиции согласилось на встречу с властями с рядом существенных оговорок. Некоторые по-прежнему упорствуют в отказе встречаться с президентом Михаилом Саакашвили, другие согласны обсуждать лишь условия его отставки. А ситуация в Тбилиси сейчас такова, что достаточно малейшего неаккуратного заявления или замечания властей, и дипломатические усилия Петера Семнеби пойдут прахом. Пока же он официально заявил, что ЕС берет на себя посредническую миссию в диалоге между властями и оппозицией.
Лидеры «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания, Давид Усупашвили и Давид Гамкрелидзе выразили готовность выслушать от Саакашвили альтернативные предложения. «Некоторые лидеры не намерены участвовать в переговорах, но не возражают, чтобы это сделали другие. Согласие на встречу выразили 14 лидеров, и я считаю, что и не нужно 30–40 человек, тем более что формат встречи не определен», – сообщил после встречи с Семнеби Усупашвили.
Необходимость переговоров с Саакашвили отметил и Аласания, хотя и счел нужным подчеркнуть, что это вовсе не означает смягчения позиции или отказа от требования его отставки и назначения досрочных президентских, а позднее парламентских выборов. «Мы также проинформировали Петера Семнеби о терроре, который развязан властями против наших активистов, и о необходимости его пресечения», – сказал Аласания.
Только за последние сутки в Тбилиси, по утверждению оппозиционеров, были избиты более 10 активистов. Расправа происходит по одному и тому же сценарию. Отходящих от мест проведения акций протеста, которых сейчас в грузинской столице по меньшей мере четыре, людей выслеживают и подлавливают в малолюдных местах группы молодых людей в масках, хорошо знающие свое дело: бьют немного, быстро и эффективно – всем жертвам понадобилась серьезная врачебная помощь. При этом полиция на официальные обращения оппозиции не реагирует. В МВД индифферентность объясняют опасением провокаций со стороны оппозиции. «Руководство приняло политическое решение: полиция не будет приближаться к митингующим», – объяснили «НГ» в пресс-центре министерства.
В таких условиях начало диалога видится крайне необходимым. Тем более что и действия оппозиции значительно радикализировались за последние два-три дня. Противники режима уже заблокировали президентскую резиденцию, Госканцелярию, парламент, постоянно пикетируют здание Общественного телевидения, перекрывают центральные улицы, а теперь объявили о создании неких «народных дружин для противостояния нападениям людей в масках». Все это подпадает под нарушение закона, однако власти не желают накалять и без того перегретую обстановку. Но, призывая к диалогу оппозицию, что они готовы ей предложить?
Ответ стоит поискать в заявлении председателя парламентской оппозиционной фракции христиан-демократов Георгия Таргамадзе. В эфире Общественного телевидения он заметил, что радикальное условие об отставке Саакашвили является нерациональным и непарламентской оппозиции следует перевести свои требования на судебную систему, Избирательный кодекс и Центризбирком, а также на правоохранительные структуры. По мнению некоторых тбилисских экспертов, высказанное парламентским оппозиционером мнение стоит расценивать как месседж властей о готовности к уступкам в перечисленных сферах. И, очевидно, приглашая при посредничестве Петера Семнеби к переговорам оппозицию, Саакашвили может более четко представить степень уступок. Впрочем, наиболее радикально настроенные оппозиционеры, как, например, экс-спикер Нино Бурджанадзе или бывший министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили, не верят и в эти уступки.
«Все предложения о диалоге со стороны властей – затягивание времени. Сейчас они для этого используют Семнеби. Встречаться с Саакашвили можно только в публичной, открытой обстановке», – заявила Зурабишвили и подтвердила готовность не сворачивать акции протеста до отставки президента.
Между тем на пасхальные праздники оппозиция все-таки ограничит свои действия, но при этом обещает, что после них акции охватят всю Грузию. «В регионах проведена и продолжает вестись серьезная работа, и, по моим данным, со следующей недели манифестации начнутся в Кутаиси, Гори, Телави, Поти, Зугдиди, Батуми и других городах», – сообщил журналистам бывший шеф госбезопасности Ираклий Батиашвили.