В Казахстане старые дороги заменят современные автотрассы, ведущие в Иран.
Фото Reuters
Казахстан продолжает диверсификацию своих энергетических и транспортных маршрутов, в том числе в иранском направлении. Об этом вчера шла речь на встрече в Астане президентов Казахстана Нурсултана Назарбаева и Ирана Махмуда Ахмадинежада.
Для Астаны иранское направление не новое. С 1997 года Казахстан начал сотрудничать с Ираном по SWAP-операциям в рамках замещения нефти: казахстанская нефть танкерами поставлялась в иранские северные порты на Каспии, а Иран, в свою очередь, в своих портах Персидского залива те же объемы, но своей нефти отгружал импортерам третьих стран в пользу Казахстана. «Не исключено, что такая же схема будет применяться и в поставках сжиженного газа. Это перспективная схема для Казахстана. И если будет рост добычи углеводородов на Каспии, то гораздо удобнее пользоваться SWAP-операциями, нежели вкладываться в дорогостоящие транскаспийские проекты», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов.
Напомним, что в прошлом году Тегеран и Астана начали переговоры по проекту строительства трубопровода Казахстан–Туркмения–Иран (Персидский залив). Как тогда отметил президент Национальной компании «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин, иранский маршрут позволит Казахстану выйти в Персидский залив и получить доступ к азиатским рынкам. В будущем предполагалось подключить этот трубопровод к системе иранских нефтепроводов, которые в настоящее время транспортируют нефть с юга страны на север, и высвободить определенную мощность этой системы для переброски казахской нефти в Персидский залив на остров Харк и далее к потребителям в Юго-Восточной Азии. Одновременно планировалось построить нефтеочистительный завод на севере Ирана вблизи берегов Каспия – казахская нефть относится к категории тяжелых и нуждается в переработке. Однако в планы вмешался мировой финансовый кризис, и Казахстан на время свернул масштабные программы стратегического значения, чтобы, как сказал президент Назарбаев, «собрать силы для нового модернизированного рывка».
Реализации этих планов мешают тяжелые отношения Ирана с США. Вашингтон использует все имеющиеся дипломатические возможности для того, чтобы заставить Иран отказаться от развития военной ядерной программы. Об этом в воскресенье в интервью телекомпании Эй-би-си заявила, в частности, постоянный представитель США при ООН Сюзан Райс. Однако она не пояснила, какие санкции могут применить США в случае отказа Ирана прекратить взятую линию.
Обеспокоены этой проблемой и в Астане. Накануне визита иранского лидера в Казахстан агентству «Новости–Казахстан» высокопоставленный казахстанский чиновник заметил, что «Астана обеспокоена эскалацией напряженности вокруг ядерной программы Ирана». По его словам, Казахстан, выступая за урегулирование этой проблемы дипломатическими методами, рекомендует Ирану придерживаться принципов транспарентности ядерной деятельности, проводить ее под контролем МАГАТЭ, доказав мирный характер ядерных разработок.
В ближайшей же перспективе, если ситуация не изменится, Казахстан, развивая по мере возможностей иранский проект, вынужден будет переориентировать нефтяные потоки в сторону Китая. «Это наименее рискованный для Казахстана маршрут и выгодный – между Астаной и Пекином нет посредников», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. При этом эксперт отметил, что интенсификация связей с Китаем и Ираном не отразится на энергетическом сотрудничестве Казахстана и России.
Назарбаев и Ахмадинежад затронули также вопросы создания транспортного коридора через Туркмению. По словам Юрия Солозобова, «это не просто транспортная магистраль, а универсальный логистический модуль, который даст Казахстану новый коридор для экспорта своей продукции: металлов, нефтепродуктов, зерна в Иран, на Ближний Восток и Европу». Напомним, что проект предусматривает прокладку железной дороги от казахстанской станции Узень через туркменские Кызылкия–Берекет–Этрек до иранского городка Горган, где она соединится с иранской. Строительство нового участка длиной почти 700 км, по предварительным расчетам, должно занять около пяти лет. После ввода в эксплуатацию магистраль сможет пропускать ежегодно 9,6 млн. тонн грузов, а впоследствии – до 12 млн. тонн, при этом время нахождения в пути грузов сократится почти на двое суток. По сообщению главы комитета путей сообщения Казахстана Марата Уразбекова, каждая страна самостоятельно оплатит проектирование и строительство участков дороги по своей территории.
Пока проект реализуется, металл и зерно в иранском направлении перевозятся по Каспию. Иран является одним из ключевых покупателей казахстанской металлургической продукции. И несмотря на то, что спрос и цена на металлургическую продукцию существенно упали, Иран увеличивает закупки металлургической продукции. По мнению экспертов, таким образом открывается еще одна ниша для сотрудничества между Казахстаном и Ираном.