За последние несколько месяцев спецслужбы Азербайджана выявили и обезвредили девять террористических и экстремистских групп, связанных с «Аль-Каидой». Эти шокирующие данные журналистам привел министр национальной безопасности страны Эльдар Махмудов. Заявление министра вызвало неоднозначную оценку в общественных кругах республики.
По словам Эльдара Махмудова, в действиях разгромленных групп, связанных с печально известными «Аль-Каидой» и «Аль-Джихадом», имеется целый состав преступлений, «направленный на измену государству, насильственный захват власти, в целом на подрыв основ государства». Министр сообщил, что входящие в состав обезвреженных группировок 140 человек были привлечены к уголовной ответственности, а четверо, за оказание вооруженного сопротивления органам безопасности, – ликвидированы. По его словам, некоторые арестованные проходили боевую подготовку за рубежом, среди них были выявлены «эмиссары международных финансовых источников и другие преступные элементы», а в ходе обысков изымалось большое количество оружия и боеприпасов. «Все эти группы планировали оказать вооруженное сопротивление построению в Азербайджане светского и демократического государства и были нацелены на нарушение общественно-политической стабильности в стране. Они действовали в координации с международными террористическими сетями», – резюмировал министр.
Известный политолог, экс-кандидат в президенты Азербайджана Зардушт Али-Заде отчет министра считает PR-кампанией властей. «За всеми этими данными ничего нет, кроме очередного месседжа Западу», – заявил он «НГ». По словам Али-Заде, референдум, существенно расширивший возможности президента Ильхама Алиева, вызвал у западных партнеров неоднозначную оценку. «Теперь нашим властям нужно представить угрозу для обоснования своих действий и по референдуму в частности, и по нарушению демократических процессов в целом: мол, если не мы, то на смену придет страшная сила», – заявил «НГ» Зардушт Али-Заде.
Однако правозащитник Ариф Юнусов, соглашаясь с наличием пиаровского компонента, считает ситуацию в Азербайджане не столь безобидной. «Мы идем по дороге Узбекистана. Когда там растоптали оппозицию, то активизировался политический ислам. Так и у нас. Опыт подсказывает, что пустота заполняется радикалами. По моим данным, сейчас в Азербайджане около 40–50 тысяч ваххабитов. Из них 5–7 тысяч – активных, тех, кого принято называть фанатиками», – заявил «НГ» Юнусов. По его мнению, эта цифра будет увеличиваться, поскольку в стране сильно недовольство – это и Карабах, и тяжелые социальные проблемы, и расслоение общества, и множество других. А условий, чтобы выпустить пар, нет: митинги запрещаются, оппозиция зажимается, инакомыслие преследуется. «Дело доходит до абсурда, когда арестовываются студенты, которые в одном из бакинских кафе отмечали день рождения Че Гевары. В атмосфере недовольства и запретительства закономерно активизируется политический ислам. И уже подмечено, что наши мечети в дополнение к основной функции уже получили функцию неких политклубов», – заявил «НГ» Юнусов.
По его словам, в стране действительно прошел ряд громких арестов, но связь задержанных конкретно с «фантомными» «Аль-Каидой» или «Аль-Джихадом» не доказана. Тем не менее протекающие в Азербайджане процессы, особенно случай, когда был арестован офицер, торговавший оружием, а задержанные по этому делу на суде не скрывали, что готовились совершить теракты против западных посольств и посольства Израиля, серьезно встревожил Запад. «Но методы властей неэффективны – это как с гидрой, у которой на месте отрубленной головы вырастают две. Еще несколько лет назад Азербайджан не был втянут в мировое противостояние политического ислама с Западом, зато теперь в стране периодически проходят антиизраильские митинги, на которых сжигаются флаги государства, являющегося стратегическим союзником Азербайджана. Эти силы в отличие, скажем, от загнанной прозападной оппозиции не обращаются к властям за разрешением на митинг и, получая отказ, не расходятся с сетованиями по офисам, а действуют исключительно по своему усмотрению и при случае дают серьезный отпор нашей полиции. В Баку может не бросаться в глаза подъем религиозного фанатизма, зато он вполне ощущается в регионах», – сказал «НГ» Юнусов. По его мнению, ситуация требует серьезного подхода, одни запреты ничего не дадут, а если задуматься над тем, что «в политику вот-вот начнет приходить новое поколение», то выводы напрашиваются тяжелые.