Игорю Диденко в Москве пришлось оправдываться за всю Украину.
Фото Reuters
Переговоры, которые делегация «Нафтогаза Украины» провела накануне в Москве, завершились безрезультатно. Отсутствие информации о них, по мнению экспертов, свидетельствует, что российская сторона не пошла на уступки в вопросах обеспечения «Нафтогаза» техническим газом. Более того, позиция «Газпрома» ужесточилась настолько, что в Киеве заговорили о новой «газовой войне».
Из-за секретности, в режиме которой готовилась встреча представителей «Нафтогаза» и «Газпрома», в СМИ прозвучала версия, что Киев отправил в Москву делегацию, чтобы замириться после брюссельского скандала. Это косвенно подтверждала информация о том, что «Нафтогаз» критикует подписанную Украиной и ЕС декларацию о подготовке к модернизации газотранспортной системы.
В частности, зампредседателя правления украинской национальной компании Игорь Диденко, вторя российскому премьеру Владимиру Путину, сказал о нецелесообразности создания отдельного, независимого от «Нафтогаза» оператора по транзиту газа. Он уточнил, что документ предполагал выделение из состава национальной компании ее дочерней структуры – компании «Укртрансгаз».
«Как и большинство европейских нефтегазовых холдингов, «Нафтогаз Украины» является вертикально интегрированной структурой, 100% акций которой контролируется государством. В существующих сегодня в Украине экономических условиях управление оператором транзита и хранения газа в составе «Нафтогаза Украины» является наиболее эффективным и оптимальным вариантом», – обнародовал свое мнение Диденко в газете «Зеркало недели».
Однако в субботу вечером представитель «Нафтогаза» опроверг информацию о «примирительной» цели визита в Москву. Вопрос о брюссельской декларации обсуждался, но был второстепенным, уверяет Диденко. Чиновник предпочел сделать вид, что ничего особенного в Бельгии не произошло. Так, отвечая на вопрос, почему российская делегация покинула переговоры, Диденко сказал, что представители «Газпрома» торопились «на деловой ланч с господином Пиебалгсом, комиссаром ЕС по вопросам энергетики, который является подписантом нашей декларации».
Как стало известно «НГ», украинская делегация в Москве преследовала две цели: получить добро на ранее запланированный на 8 апреля визит Юлии Тимошенко и договориться о поставках технического газа для обеспечения бесперебойного транзита газа в Европу. Как известно, российский президент Дмитрий Медведев отменил межправительственные консультации из-за подписи Тимошенко под декларацией с ЕС. Но украинские чиновники утверждают, что премьер-министр велела продолжать подготовку к поездке. Она настаивает, что в Брюсселе произошло недоразумение, и стремится прояснить ситуацию в ходе личной встречи с Путиным. Окружение премьера уверяет, что без участия России модернизация украинской ГТС невозможна.
Советник Тимошенко по энергетическим вопросам Александр Гудыма на днях рассказал о том, что модернизация – дело будущего, а сейчас у Киева есть новое предложение «Газпрому»: «Есть недостроенный Украиной и Россией газопровод еще во времена Советского Союза – Богородчаны–Ужгород, который позволяет при минимальных инвестициях увеличить пропускную способность (украинской ГТС. – «НГ»)». Это было одним из предложений, с которыми делегация «Нафтогаза» поехала в Москву: российской стороне напомнили, что проектная мощность газопровода составляет 19 млрд. куб. м в год, а стоимость проекта не превышает 1 млрд. долл. Однако россияне прохладно отнеслись к этому предложению, настаивая на том, что «Газпрому» может быть выгодно только участие в полноценном газотранспортном консорциуме, против создания которого украинская сторона выступает уже несколько лет.
Но сейчас позиции «Нафтогаза» ослаблены как никогда ранее. Хотя компания пока обслуживает внешние долги и вовремя платит «Газпрому» за потребленный газ, но украинские чиновники признают, что финансовая ситуация «Нафтогаза» является критической из-за массовых неплатежей на внутреннем рынке. Оппозиция уверяет, что компании удается удерживается на плаву только за счет перераспределения бюджетных средств. «Вместо того чтобы быть донором госбюджета, «Нафтогаз» превратился для налогоплательщиков в насос по выкачиванию бюджетных средств, – утверждает представитель Партии регионов, руководитель парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Николай Азаров. – Правительство пытается отовсюду вытянуть деньги, чтобы только «Нафтогаз» мог расплатиться по внешним контрактам и долгам». Азаров обвиняет правительство также в «эмиссионном накачивании бюджета» – неконтролируемом печатании денег для покрытия расходов. «Это может привести к гиперинфляции, к непрогнозируемым последствиям, к ситуации начала 1990-х», – опасается политик.
Так или иначе, но до сих пор «Нафтогазу» удавалось маневрировать, хотя компания месяц назад попросила «Газпром» уменьшить контрактные поставки газа в Украину на 7 млрд. куб. м без применения штрафных санкций. Ранее российская сторона, по словам премьера Путина, готова была пойти навстречу украинской. Но поскольку официально вопрос не был урегулирован, то теперь позиция «Газпрома» может измениться: возьмет ли «Нафтогаз» законтрактованный в январе объем топлива или нет, но платить ему придется.
Кроме того, на днях стало известно, что Стокгольмский арбитражный суд объединил в одно производство девять исков, поданных компанией «РосУкрЭнерго» против «Нафтогаза». Если ранее украинские чиновники уповали на то, что «Газпром», являющийся соучредителем и совладельцем «РосУкрЭнерго», выступит на украинской стороне, то после брюссельского скандала в Киеве сомневаются в таком развитии событий. Речь может идти о многомиллионных штрафах, которые обанкротят «Нафтогаз».
Этот вопрос тесно связан с проблемой технологического газа, необходимого для работы ГТС по транспортировке российского газа в Европу. В январе украинское правительство отчиталось, что «Газпром» переуступил для этих нужд газ в объеме 11 млрд. куб. м, находящийся в украинских хранилищах и ранее оформленный на компанию «РосУкрЭнерго». Однако попытки переоформить этот газ на «Нафтогаз Украины» приводили к скандалам в среде украинской власти. Служба безопасности Украины считает, что речь идет об уголовном преступлении по статье «Присвоение собственности в особо крупных размерах».
Юлия Тимошенко еще 21 февраля обратилась в Еврокомиссию с просьбой содействовать тому, чтобы европейские компании самостоятельно оплачивали стоимость технического газа. «Еврокомиссия может рекомендовать или каким-то образом нацелить европейских потребителей российского газа работать с нами на корпоративном уровне», – пояснил в тот момент Игорь Диденко. Однако ответа от европейских структур до сих пор нет. А в свете изменившегося отношения «Газпрома» к Украине вопрос о газе «РосУкрЭнерго» тоже завис в неопределенности. Поэтому делегация «Нафтогаза» попыталась уговорить российских коллег оказать помощь в поставках технического газа. Судя по тому, что итоги визита замалчиваются, украинской стороне это не удалась. Еще одну попытку предпримет Юлия Тимошенко – если после запланированной на эту неделю встречи Дмитрия Медведева с Ангелой Меркель визит украинского премьера в Москву станет возможным.
Киев