Министр внутренних дел Вано Мерабишвили не раз доказывал преданность президенту.
Фото ИТАР-ТАСС
История с арестованными в понедельник утром 10 членами «Демократического движения» экс-спикера парламента Грузии Нино Бурджанадзе получила развитие вечером того же дня. МВД распространило видеозапись скрытой камерой, на которой арестованные покупают или договариваются о покупке оружия, как выясняется сейчас, с оперативными сотрудниками полиции. Представитель МВД Шота Утиашвили объявил, что предложенные общественности кадры – это далеко не все, что есть в распоряжении правоохранительных органов.
Очевидно, не без участия властей во вторник в грузинских СМИ появились сообщения о том, что «вторая серия» видеофильма посвящена недавней встрече в Москве мужа Бурджанадзе, бывшего главы пограничного ведомства страны Бадри Бицадзе с экс-главой МВД Кахой Таргамадзе.
Бывшие высокопоставленные чиновники якобы обсуждают детали государственного переворота в Грузии, намеченного на 9 апреля.
Схожую штуку, напомним, грузинские спецслужбы в конце 2007 года в разгар противостояния с оппозицией проделали в Лондоне с Бадри Патаркацишвили. Встретившийся с ним высокопоставленный офицер МВД умудрился каким-то образом записать беседу с олигархом, полную неоднозначных предложений и зловещих намеков. Аудиозапись была обнародована, а офицер представлен к высокой государственной награде. Сам Патаркацишвили обвинил власти в провокации и подлоге с записью. Его поддержали некоторые оппозиционеры. Но вскоре опальный бизнесмен внезапно скончался, не успев представить доказательств своей невиновности, и история с записью постепенно ушла на дальний план.
Некоторые противники Саакашвили и на этот раз объявили представленную МВД видеозапись, где арестованные договариваются о покупке автоматов и пистолетов с глушителями, а также рассуждают о необходимости устроить какие-то провокации, подделкой для дискредитации оппозиционного движения.
Комментарии лидеров «Демократического движения» отдают некоторой растерянностью. Вначале Бурджанадзе назвала видеоряд монтажом, для «обоснования государственного террора». Чуть позднее она, напомнив о своем высшем юридическом образовании, заявила, что ни в одной демократической стране подобная запись не может являться основанием для привлечения к уголовной ответственности. «Необходимо провести тщательную экспертизу этой съемки», – сказала она и объявила, что готова сотрудничать со следствием.
И, наконец, Бадри Бицадзе заявил, что съемка запечатлела людей, не имеющих никакого отношения к «Демократическому движению», кроме одного человека, который «всего лишь говорит о стоимости оружия – 800 долларов». Что же касается пока не продемонстрированной записи встречи с Кахой Таргамадзе, то Бицадзе сказал журналистам: если она и имеется, то это 100-процентный подлог, потому что с бывшим главой МВД он в последний раз общался в 2000 году, а после этого «и не виделся, и по телефону не разговаривал, и писем ему не писал». Супруги заверили журналистов, что Грузию покидать не собираются, а намерены продолжать борьбу с режимом. При этом Бицадзе заметил, что «ждет ареста в любую минуту по сфабрикованным обвинениям».
Общественное мнение вокруг происходящего раскололось. Часть считает, что Саакашвили дал отмашку на репрессии, и говорит о необходимости проведения международного расследования обстоятельств скандальной записи, чтобы понять, какое отношение могут иметь факты покупок оружия к манифестации 9 апреля, а также экспертизы самой записи. Однако другие не исключают того, что часть оппозиции вполне могла подумывать не только о мирной форме протеста. Так, сын первого президента Грузии Цотнэ Гамсахурдиа, сам обвинявшийся властями в организации неудавшегося государственного переворота в ноябре 2007 года и в связях с российскими спецслужбами, призвал Бурджанадзе сменить род занятий. «Грузинский народ прекрасно помнит, что принесло вооруженное противостояние 20 лет назад (гражданская война, завершившаяся бегством из Грузии президента Звиада Гамсахурдии – «НГ»). Повторение тех событий недопустимо», – считает Гамсахурдиа.
Во вторник МВД обнародовало улики против двоих членов движения «За спасение Грузии», задержанных чуть ранее бурджанадзевских «демократов» по тому же обвинению. Шота Утиашвили представил аудио- и видеозаписи, в которых арестованные в разговорах с «торговцем оружием» говорят о подготовке 3 тыс. боевиков, необходимости захватить 9 апреля президента, парламент и телевышку.