Министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на форуме в Брюсселе, заявил, что ЕС шантажирует Белоруссию, связывая участие в программе «Восточное партнерство» с признанием официальным Минском Абхазии и Южной Осетии. В Минске же позицию ЕС считают недискриминационной.
О недискриминационном характере участия Белоруссии в программе «Восточное партнерство» заявил МИД Белоруссии, комментируя решение Совета ЕС, принятое в конце прошлой недели. Решение «предусматривает равноправное и полномасштабное участие в инициативе «Восточное партнерство» всех приглашенных в нее государств», заявил пресс-секретарь МИДа Андрей Попов.
Сергей Лавров, говоря о шантаже, имел в виду заявление главы МИДа председательствующей в ЕС Чехии Карела Шварценберга, который заявлял, что, если Белоруссия признает независимость Южной Осетии и Абхазии, «у нее появятся очень и очень серьезные проблемы с участием в «Восточном партнерстве». «Что это? Шантаж? Или это европейская демократия в действии?» – задался вопросом Лавров.
В то же время представители официального Минска на факт давления в этом вопросе внимания не обращают. Впрочем, из их скупых заявлений следует, что и Россия никак не проявляет заинтересованности в признании Белоруссией вышеупомянутых республик. «Нажимов со стороны России нет», – заявляла ранее председатель комитета по международным делам и национальной безопасности Совета республики Национального собрания Белоруссии Нина Мазай.
В то же время местные эксперты считают, что для Минска эта ситуация отнюдь не дискомфортна, во всяком случае пока. «Это продолжение политики балансирования между Востоком и Западом», – считает белорусский политолог Валерий Карбалевич. «Обещание признать Южную Осетию и Абхазию России и не признавать их Европе можно продавать несколько раз», – сказал он «НГ». По его оценке, идет обыкновенный торг за Белоруссию, которую и Европа, и Россия хотят видеть в сфере своего геополитического влияния.
Активные встречи Лукашенко с российским руководством, которые имели место в конце прошлой недели и в минувшие выходные, как раз в дни, когда ЕС принимает решение включить Белоруссию в программу «Восточное партнерство», Карбалевич оценил как «психотерапию для Медведева». «Проведя встречи с европейскими чиновниками, Лукашенко отправился в Москву, «чтобы компенсировать европейский уклон». Картинки теплых и дружественных встреч Лукашенко и Медведева, показанные по российским телеканалам, также призваны продемонстрировать россиянам, что у союзниц все в порядке.
Прогнозируя развитие событий, Карбалевич предположил, что ЕС, возможно, пригласит Лукашенко на учредительный саммит «Восточного партнерства» в Прагу 7 мая все с той же целью – увести подальше от России. «Там он пощекочет нервы российского руководства, обнимаясь с европейскими чиновниками, а по возвращении признает Абхазию и Южную Осетию», – полагает эксперт.
Минск