Супруги Нино Бурджанадзе и Бадри Бицадзе еще год назад были во власти.
Фото ИТАР-ТАСС
В понедельник власти Грузии начали репрессии против оппозиции, готовящейся к масштабным акциям протеста с 9 апреля. В Тбилиси и Батуми были арестованы члены «Демократического движения» экс-спикера Нино Бурджанадзе – самой активной противницы президента Михаила Саакашвили. Следом за ними за решеткой может оказаться супруг Бурджанадзе – экс-шеф пограничной службы Грузии Бадри Бицадзе.
Согласно различным источникам, все восемь (по другим данным – 10) членов «Демократического движения» и в Тбилиси, и в Батуми арестованы по обвинению в незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия. Их адвокаты утверждают, что изъятое в ходе оружие на самом деле во время обыска же и подбрасывалось. В числе задержанных оказался личный водитель Бадри Бицадзе. Сам Бицадзе на экстренном брифинге, состоявшемся в понедельник, заявил журналистам, что министр внутренних дел Вано Мерабишвили посоветовал ему на месяц покинуть Грузию, так как Саакашвили настаивает на его аресте. «Но я никуда не собираюсь уезжать», – сказал Бицадзе.
Тучи над оппозиционной супружеской четой стали сгущаться несколько дней назад. Властям, очевидно, надоело выслушивать резкие выпады Нино Бурджанадзе, и вначале сама экс-спикер была обвинена в получении средств из России для организации протестного движения, а чуть позже «желтую карточку» получил ее муж – в прессе была обнародована информация со ссылкой на «достоверный источник» о том, что экс-шеф погранслужбы к 9 апреля формирует незаконные военизированные отряды. Бицадзе обвинение прокомментировал иронично: «Если я создаю вооруженные отряды, то куда смотрит глава МВД Мерабишвили?!» Теперь, вероятно, изъятое у однопартийцев оружие может послужить в качестве вещдоков в подкреплении брошенного властями обвинения. Операция, проведенная против «Демдвижения», напомнила аналогичную против сторонников беглого шефа госбезопасности Игоря Гиоргадзе несколько лет назад – и тогда силовики за пару часов в разных частях страны арестовали более 10 членов организации «Имеди» («Надежда»).
С двумя из задержанных членов «Демократического движения» не с первой попытки, но все же удалось встретиться сотрудникам аппарата омбудсмена. Как сообщил журналистам заместитель народного защитника Грузии Георгий Чхеидзе, у одного из арестованных следы физического насилия.
На упоминавшемся экстренном брифинге Нино Бурджанадзе обвинила власти в политической расправе. По ее словам, аресты однопартийцев сопровождались грубейшим нарушением закона. «Я не удивлюсь, если сегодня или завтра уже у меня обнаружат наркотики, а в моем доме – ядерное оружие... Категорически требую, чтобы все обыски проводились в присутствии общественности, международных организаций и представителей дипломатического корпуса», – заявила Бурджанадзе и сообщила, что о «политических расправах поставлены в известность посольства стран Европы и США, Миссия ОБСЕ». Вместе с этим Бурджанадзе призвала общественность страны «не поддаваться на провокации и потерпеть еще немного». «Президент Грузии Михаил Саакашвили за содеянное обязательно предстанет перед правосудием. Я обращаюсь к правоохранителям и судьям не подчиняться незаконным решениям властей и действовать в полном соответствии с законом», – призвала Бурджанадзе.
Чуть позднее пресс-центр «Демократического движения» распространил сообщение, согласно которому Генеральная инспекция МВД Грузии приступила к интенсивной чистке пограничного ведомства.
На репрессии против «Демдвижения» из оппозиционной среды ко второй половине понедельника отреагировали лишь лидер консерваторов Звиад Дзидзигури, заявивший, что власти своими действиями ускоряют начало антиправительственных акций, и экс-премьер Зураб Ногаидели, призвавший прекратить гонения по политическим мотивам. Напомним, что не так давно в Аджарии были арестованы несколько сторонников Ногаидели по обвинению в хранении наркотиков.
В понедельник вечером из Тбилиси пришло еще одно сообщение об аресте противников Саакашвили. Два представителя движения «За спасение Грузии» были арестованы по подозрению в антигосударственном заговоре и организации терактов. По словам адвоката Зазы Вашакмадзе, следствие якобы располагает записью каких-то телефонных разговоров.