Белорусская молодежь ратует за тесные связи Минска с Варшавой.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Вчера в Гродно состоялся VII съезд непризнанного властями Союза поляков Белоруссии. Его делегаты приняли обращение к президенту Александру Лукашенко, в котором предлагают перейти от конфронтации к диалогу и рассчитывают на легализацию деятельности союза. Эксперты полагают, что мероприятию не чинились препятствия благодаря защите со стороны Евросоюза.
«Съезд прошел в спокойной обстановке, власти не препятствовали его проведению», – рассказал «НГ» один из наблюдателей, активист движения «За свободу» Павел Можейко. По его информации, противодействие проявилось только в том, что многие делегаты не смогли доехать на съезд, так как были строго предупреждены на работе, что участие в нем может закончиться для них увольнением. «Из 220 заявленных делегатов присутствовали только 165 делегатов», – уточнил Можейко.
Он также рассказал, что в качестве приглашенных на съезде присутствовали представители Сената Польши, главы ведущих польских партий, белорусские политики, руководитель комиссии Европарламента по делам Белоруссии Яцек Протасевич, посол Польши в Белоруссии Генрих Литвин. Выступления носили конструктивный характер, они не содержали никаких резких заявлений и сводились к констатации того, что в отношениях Белоруссии и ЕС наступила весна, что обязательно должно сказаться и на деятельности Союза поляков. То, что съезд прошел и на него смогли приехать гости из Польши, которых раньше не впускали в страну, по мнению выступавших, добрый знак.
Главой Союза поляков в Белоруссии была переизбрана Анжелика Борис, которую в 2005 году сместили с этого поста власти страны, заявив, что избравший ее съезд прошел с нарушениями.
Напомним, что у властей Белоруссии сложные отношения и с Союзом поляков Белоруссии, и с официальной Варшавой. В начале белорусско-польского конфликта, в 2005 году, президент Александр Лукашенко обвинял Польшу в том, что через этот союз она «промывает мозги» белорусским полякам. «Белорусские поляки не хотят жить в Польше. Мы не позволим из наших граждан делать каких-то марионеток», – заявлял тогда Лукашенко. Конфликт в 2005 году сопровождался взаимной высылкой дипломатов. Политологи, комментируя происходящее, говорили о том, что официальный Минск боится «революционного влияния» польской диаспоры, которая превышает 400 тыс. человек (менее 4% от общего числа населения). Союз поляков попал в немилость, поскольку всегда поддерживал тесные контакты с руководством Польши.
Кстати, накануне нынешнего съезда, 13 марта, Анжелика Борис и опальный белорусский журналист, работающий на польские СМИ и являющийся членом союза, Андрей Почобут были приняты президентом Польши Лехом Качиньским. Правда, о содержании беседы ее участники журналистам не стали рассказывать, сославшись на просьбу польского руководства. За неделю до съезда польский журнал Wprost со ссылкой на чиновников МИД Польши сообщил, что по дипломатическим каналам официальному Минску направлено предупреждение о прямой зависимости между спокойным проведением съезда Союза поляков и включением Белоруссии в программу «Восточное партнерство». И хотя впоследствии МИД Польши в официальном заявлении опроверг эту информацию, местные наблюдатели полагают, что нет дыма без огня.
Почобут, которого, кстати, незадолго до съезда МИД Белоруссии лишил аккредитации, утверждал в своих публикациях, размещенных в польских СМИ, что власти страны препятствуют организации съезда. По словам журналиста, на него оказывается психологическое давление через угрозы его восьмилетней дочери. Он также информировал и о провокациях в отношении Анжелики Борис. Такие факты давали участникам опального союза основания утверждать, что власти не хотят проведения съезда и тем более его легализации и в день проведения также попытаются устроить провокации. «Мы заявляем, что в случае, если белорусские власти сорвут съезд, мы выйдем на площадь и проведем акцию протеста», – предупреждал Почобут.
Минск