В правительстве Украины рождаются неожиданные решения.
Фото Владимира Захарина
Правительство Юлии Тимошенко на днях приняло решение создать государственный холдинг «Титан Украины», в состав которого войдут несколько крупнейших и уникальных предприятий титаномагниевой отрасли. Интрига заключается в том, что отдельные российские бизнес-группы с 2005 года безуспешно лоббировали идею такого объединения.
Речь шла о том, что вторым шагом может стать воссоздание советского замкнутого цикла производства, что позволило бы восстановить лидирующие позиции украинских и российских предприятий на мировом рынке. Однако сейчас украинские чиновники утверждают, что государство самостоятельно справится с такой задачей.
В официальном сообщении на сайте украинского правительства сказано, что учредителем «Титана Украины» стало Минпромполитики. Решено передать в уставный фонд холдинга 100% акций ОАО «Сумыхимпром», Запорожского государственного титаномагниевого комбината – после его акционирования, а также государственной акционерной компании «Титан», которая осуществляет корпоративное управление 50% + 1 акция ЗАО «Крымский титан». Последнее предприятие с 2004 года арендует крупнейшие источники сырья – Вольногорский горно-металлургический (ГМК) и Иршанский горно-обогатительный (ГОК) комбинаты. Эти предприятия добывают ильменит – сырье для производства двуокиси титана и титановой губки. Срок аренды завершится в сентябре сего года, и государство не намерено продлевать договор.
Опрошенные «НГ» украинские эксперты считают, что реализация правительственного постановления выльется в скандал именно из-за вопроса о том, кто будет контролировать источники сырья. «В том и вопрос, что Россия не имеет собственных залежей ильменитовых и рутиловых руд для титанового производства. А в Украине – 20% мировых запасов. У нас 40 титановых месторождений: одно – уникальное, 13 – крупных, 5 – разрабатываемых и 12 – разведанных», – рассказал газете источник, близкий к правительству. По его словам, ради двух крупнейших месторождений в 2004 году было создано СП, в которое вошли госпредприятие «Титан» и никому не известная немецкая фирма RSJ Erste. Сейчас операционное управление «Крымским титаном» осуществляет владелец 50% + 1 акция компания OstChem Holding. Ее представители утверждают, что узнали о решении правительства из прессы.
Экономический эксперт Михаил Соколов сказал «НГ», что сложность в создании нового государственного холдинга заключается в том, что совладелец «Крымского титана» может не согласиться добровольно войти в него: «Это частная компания. Как она может влиться в государственный холдинг?» Эксперт Центра системного анализа и прогнозирования Вячеслав Бутко отметил, что реальным совладельцем крупнейшего предприятия является известный бизнесмен, совладелец компании «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ. «Одной из причин создания «Титана Украины» стала война Юлии Тимошенко против Фирташа», – полагает он. Эксперт допустил, что, успешно отобрав у опального бизнесмена контроль над крупнейшим предприятием отрасли, правительство попытается реализовать план если не по слиянию украинских и российских титаново-магниевых мощностей, то по привлечению инвесторов в украинскую отрасль. «В настоящий момент найти инвестора сложно. Я считаю, что правительство опоздало с началом процесса консолидации активов в этой отрасли», – сказал он.
Эксперты отмечают, что переговоры с новой украинской властью о кооперации в титаново-магниевом производстве после оранжевой революции проводили российская компания ВСПМО-АВИСМА, «Ренова» Виктора Вексельберга, бизнес-группа Константина Григоришина. В последнее время интерес к титаномагниевым предприятиям проявляли и украинские группы – «Приват» Игоря Коломойского, а также некие структуры, близкие к Союзу промышленников и предпринимателей Украины. Сейчас у всех бизнесменов сложная финансовая ситуация, которая вряд ли позволяет инвестировать в украинский холдинг необходимые средства – более 1 млрд. долл. на первом этапе, соглашаются аналитики.
Если холдинг действительно будет создан, то с юридической точки зрения нет препятствий для его кооперации, например, с родственными российскими предприятиями, сказал чиновник, знакомый с ситуацией в отрасли. «Если газотранспортная система Украины закреплена в госсобственности несколькими законами, отменить которые крайне сложно, то в отношении титаново-магниевых предприятий такого жесткого запрета на приватизацию или передачу в управление нет», – подтвердил Вячеслав Бутко. Именно из-за опасений, что стратегическая отрасль будет приватизирована, Фонд госимущества (ФГИ) Украины ранее выступал категорически против создания государственного холдинга. Ровно год тому назад, когда Юлия Тимошенко впервые обнародовала эту правительственную инициативу, экс-глава ФГИ Валентина Семенюк-Самсоненко заблокировала принятие решения.
Сейчас в ФГИ не против создания «Титана Украины», хотя и не подтверждают возможность приватизации холдинга. Чиновники отмечают, что для реализации правительственного постановления нужно получить разрешение Антимонопольного комитета Украины. Кроме того, еще не известно, как отнесется к слиянию предприятий Виктор Ющенко: теоретически президент может заблокировать правительственное постановление. Правительство утверждает, что никаких скрытых мотивов у него нет. «Государственная холдинговая компания «Титан Украины» будет объединять предприятия титанового комплекса, что поможет усилить конкурентоспособность предприятий титановой отрасли Украины на мировых рынках, скоординировать и ускорить действия относительно привлечения инвестиций, усилить государственный контроль в отрасли», – сказано в официальном сообщении.
Перспективность отрасли в целом обусловлена тем, что титан обладает уникальными свойствами. Титановый прокат является незаменимым в авиакосмической отрасли. В мире титан в промышленных объемах производят пять стран: Россия (около 35 тыс. тонн в год), США (28–32 тыс. тонн), Япония (18–20 тыс. тонн), Китай (до 8 тыс. тонн) и Украина (до 2 тыс. тонн).
Киев