Для душанбинцев энергокризис закончился, и они вернулись к нормальной жизни.
Фото автора
В Душанбе отменен лимит на потребление электроэнергии, введенный месяц назад. Возобновляется также подача электричества в фактически полностью обесточенные с ноября прошлого года регионы Таджикистана. По сообщению пресс-секретаря энергохолдинга «Барки тоджик» («Энергия Таджикистана») Нозира Едгори, это стало возможным после согласия Ташкента обеспечить переток туркменской энергии через энергосистему Узбекистана.
Покладистость Узбекистана в вопросе обеспечения транзита туркменской электроэнергии в Таджикистан свидетельствует о наступившей оттепели в сложных отношениях Душанбе и Ташкента. 19 февраля в Таджикистане впервые за последние 7 лет побывала узбекская делегация во главе с вице-премьером Рустамом Азимовым. Таджикско-узбекская межправительственная комиссия вместо запланированных четырех часов заседала весь день. Решить все проблемы не удалось, но по основным энергетическим вопросам, судя по всему, договорились.
Узбекистан в течение марта должен поставить в Таджикистан 100 млн. кВт-ч электричества, в том числе из Туркмении – оставшиеся по таджикско-туркменскому договору 800 млн. кВт-ч. По соглашению между Душанбе и Ашхабадом, в осенне-зимний период в Таджикистан должно поступать 1,2 млрд. кВт-ч туркменского электричества. С 1 ноября по 31 декабря 2008 года Таджикистан получил 400 млн. кВт-ч. После чего Узбекистан, ссылаясь на технические неполадки, приостановил переток туркменской электроэнергии. В Душанбе этот шаг расценили как политический, тем более что одновременно с этим Ташкент из-за неуплаты прекратил поставки газа. Таджикистан в очередной раз оказался в тисках энергокризиса, и по всей стране пришлось ввести жесткий лимит потребления: в столице свет отключали по ночам, а регионы обесточили вовсе. После того как с узбекской стороной удалось договориться, по словам пресс-секретаря «Барки тоджик» Нозира Едгори, таджикские энергетики решают вопросы о полной отмене лимита на подачу света в Душанбе, а также о смягчении графика энергообеспечения в регионах.
Со своей стороны, Таджикистан обязался сбрасывать Узбекистану воду Кайракумского водохранилища на Сырдарье (север Таджикистана). Как пояснил эксперт по трансграничным рекам Абдулатиф Хамидов, присутствовавший на заседании межправительственной комиссии, «до 31 мая Таджикистан будет накапливать воду в полном объеме для последующего обеспечения ирригации и водоснабжения хлопковых культур приграничных районов Узбекистана».
Эксперты полагают, что дело сдвинулось после того, как президент Ислам Каримов заявил, что Узбекистан может стать одним из инвесторов Рогунской ГЭС. Для этого надо провести международную экспертизу проекта. «При положительных результатах международных экспертиз Узбекистан может участвовать в строительстве крупных ГЭС в соседних странах», – сказал Каримов.
На заседании совместной комиссии сторонам удалось согласовать вопросы по делимитации и демаркации 97% межгосударственной границы общей протяженностью 1200 км. Остались нерешенными вопросы отмены визового режима, который был введен в сентябре 2000 года, и разминирования границы. Как уже писала «НГ», в 2001 году Узбекистан заминировал границу с Таджикистаном во избежание проникновения боевиков ИДУ (Исламское движение Узбекистана). С того времени на минах не подорвался ни один боевик, зато погибли более 70 мирных граждан, а более 100 получили увечья.
«От размораживания отношений выиграют не только Таджикистан и Узбекистан, но Центральная Азия в целом. Встреча показала, что наши страны могут вести диалог без посредников», – сказал «НГ» директор Центра стратегических исследований при президенте РТ Сухроб Шарипов. По его мнению, если взаимоотношения между Узбекистаном и Таджикистаном нормализуются, откроются границы, пойдут инвестиции в развитие гидроэнергетики Таджикистана, то «нам не нужен будет третий друг», то есть посредник.