Кризис увеличил число уличных продавцов.
Фото автора
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, завершив недельное турне по Европе, в субботу вернулся в Душанбе. На родине его ждал неприятный сюрприз: Узбекистан, требуя погашение долга в 16 млн. долл., вдвое сократил соседям поставки голубого топлива. Ситуация усугубляется экономическим кризисом. Эксперты International Crisis Group (ICG) прогнозируют в республике массовые волнения.
Таджикистан вторую зиму подряд переживает энергетический коллапс. Осенью в республике был введен жесткий лимит на подачу электроэнергии. Фактически электроэнергия подавалась только Душанбе. Однако в конце минувшей недели обесточили и столицу. Теперь горожане будут получать свет по 6 часов в сутки. Администрация города призвала жителей отнестись к этому решению с пониманием, поскольку оно временное. Однако никто не может этот посыл конкретизировать. Говорят, ограничения в подаче света продлятся до апреля. Но все это только предположения: договориться с узбекскими энергетиками о транзите туркменской электроэнергии (таджикские киловатты, чтобы попасть в некоторые области собственной страны, должны вначале пройти по узбекской территории) пока не удается.
Ситуация усугубилась после заявления Узбекистана о сокращении подачи газа. В субботу объемы поставляемого топлива были уменьшены с 45 тыс. до 20–22 тыс. куб. м в сутки. Ташкент настаивает на срочном погашении задолженности. В противном случае вентиль будет перекрыт полностью. В «Таджиктрансгазе» «НГ» пояснили, что расплатиться с долгами они не могут, а основными неплательщиками являются крупные промышленные предприятия республики, в том числе «Барки тоджик» («Энергия Таджикистана»). В результате прекращение импорта газа и электроэнергии ставит Таджикистан на грань энергетического коллапса.
Ташкент категорически потребовал погасить долг, когда стало известно, что находящийся в Европе Рахмон заручился поддержкой президента Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозы в получении дополнительного кредита для смягчения экономического кризиса в Таджикистане в размере 34 млн. евро. А Европейский инвестиционный банк готов профинансировать энергетические проекты в республике.
Находясь с визитом в Литве, президент Рахмон сделал заявление, что у Таджикистана появилась надежда на решение энергетической и газовой независимости в течение ближайших пяти лет. Он пояснил, что ставка сделана на форсированное строительство Рогунской ГЭС, которое республика пока ведет собственными силами. Однако не исключено, что этим проектом заинтересуется Европейский инвестиционный банк. Кроме этого Россия завершает строительство Сангтудинской ГЭС-1, а «Газпром» ведет в республике разработку четырех крупных газовых месторождений. Напомним, что в настоящее время Таджикистан 98% объема газа закупает в Узбекистане по цене 240 долл. за тысячу кубометров. В свою очередь, страны Балтии готовы подключиться к реализации проектов по строительству малых и средних ГЭС.
О готовности инвестировать в таджикскую гидроэнергетику заявил в минувшую пятницу президент Узбекистана Ислам Каримов. «В верховьях Амударьи, Сырдарьи и Заравшана соседние государства планируют строительство гидроэнергетических объектов, таких как Камбаратинские ГЭС в Киргизии, Рогунская ГЭС в Таджикистане. Но если не будет допущено снижение уровня водотока для стран, расположенных ниже по стоку, и не нарушится экологическая безопасность региона, Узбекистан готов вкладывать инвестиции в строительство этих объектов в соседних странах», – заявил Каримов. При этом он отметил, что необходимо лишь провести под эгидой ООН технико-экономическую и экологическую экспертизу.
Тем не менее эксперты ICG утверждают, что Таджикистан ожидают массовые волнения, так как объем поступлений от трудовых мигрантов значительно сократился. Отсутствие света и газа негативно скажется на населении страны, которое и так живет в условиях крайней нищеты. «Президенту Эмомали Рахмону может предстоять самое серьезное испытание со времени гражданской войны 1992–1997 годов», – говорится в докладе экспертов ICG. Авторитетная международная организация (ICG) призвала Запад пересмотреть программы помощи Таджикистану, утверждая, что большая часть выделенных средств была поглощена повсеместной коррупцией. ICG также призвала Таджикистан заняться внутренней политикой, создавая новые рабочие места, чтобы предотвратить надвигающийся голод. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН (ФАО), Таджикистан вошел в список из 32 стран, которые нуждаются в срочной международной помощи для обеспечения населения продовольствием.