До решения парламента «Манас» фактически остается бесхозным.
Фото Reuters
Интрига вокруг судьбы базы США «Манас» в Киргизии продолжается. Бишкек неторопливо продвигается к официальному оформлению решения о выводе базы из страны и одновременно продолжает посылать сигналы о готовности к переговорам относительно ее дальнейшего пребывания в республике.
На пресс-конференции в среду глава республики Курманбек Бакиев сообщил журналистам, что решение о выводе базы принято им исключительно по экономическим соображениям. По словам президента, еще в начале прошлого года американская сторона обещала Бишкеку увеличить выплаты за аренду до 150 млн. долл. в год, но так этого и не сделала: «Они (представители США. – «НГ») говорили «хорошо» – год, два, три. Но сколько нас можно игнорировать?»
Ранее и президент, и его подчиненные с уверенностью заявляли, что базу США с территории страны выведут в ближайшее время. Однако в середине прошлой недели процесс подготовки соответствующих документов замедлился. Киргизские политики бросили все силы на ускоренную ратификацию соглашений с Россией, касающихся экономической помощи стране (300 млн. долл. – грант, 1,7 млрд. долл. инвестиций плюс списание внешнего долга). Практически все эти документы ратифицированы киргизским парламентом, теперь очередь за Государственной Думой.
К выводу американской базы местные власти подошли иначе: руководствуясь бессмертным принципом «утром деньги – вечером стулья», руководство страны попросило депутатов, которые заявили о готовности денонсировать соглашение о размещении базы США в Киргизии, не спешить. Как сообщил «НГ» один из депутатов, «мы никуда не торопимся, сигнала из Белого дома о том, что этот вопрос надо обсудить как можно скорее, к нам не поступало. Мы ждем, когда Россия перечислит нам обещанные деньги, тогда начнем работу».
Впрочем, сказать, что вопрос о базе окончательно застрял, – нельзя. В понедельник парламентский комитет по обороне, безопасности, правопорядку и судебно-правовой реформе одобрил вывод авиабазы. Но в среду обсуждение этого вопроса в другом комитете – по социальным вопросам – не состоялось, так как на заседание не явился министр иностранных дел республики. Впереди еще три комитета плюс обсуждения по фракциям, а также общие слушания. Такими темпами, как сейчас, все документы могут быть подготовлены как раз к апрелю – к сроку поставки в Киргизию российского кредита.
Пока же все заинтересованные стороны усиленно посылают Бишкеку сигналы о желании принять участие в решении судьбы авиабазы. Помимо закрытых дипломатических каналов, информация о пожеланиях участников процесса размещается в прессе. Так, американские издания неоднократно повторили, что база «Манас», конечно, важна, да и решением ее судьбы уже занимается госсекретарь Хиллари Клинтон, но США могут обойтись и без нее, обосновавшись где-нибудь рядом – например, в Таджикистане. Параллельно из американских источников идут намеки о том, что, если база останется, Бишкек сможет подзаработать.
Свое слово успел сказать и Китай. Представитель МИД КНР Цзян Юй сообщил журналистам, что «Китай уважает решение Киргизии закрыть американскую авиабазу».
Интересно, что российское руководство за последнюю неделю всячески отрицало свою причастность к решению о выводе базы. И глава МИДа Сергей Лавров, и официальный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин говорили журналистам одно и то же – окончательное решение о судьбе базы остается в руках Киргизии.
Уйдет база из Киргизии или нет, видимо, станет ясно в середине апреля. К этому моменту прояснится и то, насколько США поддерживают политических противников Бакиева, ведь именно весной те планируют устроить президенту Киргизии «жаркие деньки». Затягивая процесс, глава Киргизии при оптимальных условиях может дотянуть, держа в неизвестности и США, и Россию, до самых президентских выборов, которые могут произойти осенью этого года. Тем более что участвовать в них он собирается на все 100%. «Я люблю говорить прямо, поэтому скажу, что пойду на выборы. Конституция дает мне право. Думаю, его нужно использовать», – сообщил он в среду журналистам.
Бишкек