У нового премьер-министра Ники Гилаури репутация крепкого профессионала.
Фото Reuters
В пятницу Грузия получила пятого по счету после революции роз премьер-министра. Им стал Ника Гилаури, до того не без успеха возглавлявший Министерство энергетики, а в последнее время – Министерство финансов, совмещая это с должностью первого вице-премьера. Прежний глава кабмина Григол Мгалоблишвили подал в отставку по состоянию здоровья.
О том, что проблемы с почками не позволяют ему полноценно служить отечеству, 35-летний Григол Мгалоблишвили сообщил в пятницу на специальном брифинге. «Сегодня Грузия нуждается в правительстве и премьер-министре, которые смогут работать 24 часа в сутки», – заявил он, выразив сожаление, что недуг поразил его на значительном этапе жизни – «когда президент и парламент страны оказали огромное доверие – руководить правительством Грузии». По словам Мгалоблишвили, сам он в качестве сменщика предложил президенту кандидатуру Ники Гилаури – министра финансов и своего первого заместителя.
Мгалоблишвили занимал премьерское кресло рекордно короткий для Грузии период – всего три месяца. Он считанные разы успел провести заседания правительства, подолгу находясь на лечении то в Германии, то в ведущих тбилисских клиниках. В конце ноября, когда Мгалоблишвили только приступил к работе во главе правительства, в прессу просочились сведения о том, что он совместно с президентом Михаилом Саакашвили разрабатывает чудо-программу по экономическому подъему страны. Подробности программы остались неизвестны общественности. Зато с подачи местных СМИ вскоре появились другая информация: премьер повздорил с главой Госканцелярии, могущественным Кахой Бендукидзе; президент, недовольный каким-то решением премьера, ударил его, а потом запустил не то пультом от телевизора, не то мобильным телефоном. Скандальные публикации категорически опровергли и в пресс-службе президента, и в аппарате канцелярии. Но обострение почечной болезни совпало по времени с публикациями и породило новую волну кривотолков, которая с отставкой Мгалоблишвили пока не стихла.
Представитель Республиканской партии Давид Зурабишвили заявил, что настоящая причина отставки премьера – его «несовместимость с президентом». Другой оппозиционер, лейборист Иосеб Шатберашвили уход Мгалоблишвили считает логичным завершением истории, когда премьер посчитал, что Бендукидзе не должен присутствовать на заседаниях правительства, а разъяренный этим решением Саакашвили распустил руки.
Так или иначе, но расставание с Мгалоблишвили выглядело полюбовным. Саакашвили выразил сожаление по поводу его отставки, назвал нового премьер-министра – им стал, как ожидалось, Гилаури – и объявил, что других изменений в правительстве не будет: когда в Грузии, так же как во всем мире, «большая экономическая буря», не до экспериментов. При этом президент подчеркнул, что в нынешнем году почти во всех странах региона ожидается сокращение ВВП, но, по прогнозам МВФ, экономика Грузии будет расти.
Саакашвили вспомнил и про предшественника Мгалоблишвили – Владимира Гургенидзе, отсутствовавшего в Грузии несколько последних месяцев после отставки. На том же заседании правительства в пятницу он поручил ему курировать энергетические проекты, в частности лоббировать на международной арене газопровод Nabucco.
Перестановки в правительстве оппозиция оценила скептически. Ряд ее представителей высказался в том духе, что после смерти Зураба Жвании, четвертая годовщина со дня трагической гибели которого будет отмечаться завтра, должность премьер-министра в Грузии носит формальный характер, так как все мало-мальски важные решения принимаются президентом.