Состоявшиеся в эти дни международные экономические форумы – сначала в Будапеште, а вслед за ним и в Давосе – продемонстрировали растущее внимание стран Европы к Азербайджану – одному из ключевых игроков газового проекта Nabucco. Официальный Баку, до недавнего времени уклонявшийся от комментариев в вопросе своего участия в этом проекте, на этих форумах ясно дал понять, что не только поддерживает Nabucco, но и готов активно участвовать в его реализации.
«Сегодня мы хотим еще раз заявить, что будем продолжать нашу поддержку проекта Nabucco. Хочу добавить, что несколько месяцев назад в ходе Энергетического саммита в Баку мы обсуждали различные проекты в регионе Каспийского моря, в том числе и Nabucco, и, поддержав его, выразили свою политическую волю в принятой декларации», – заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на саммите стран – участников этого проекта в Будапеште и подтвердил свои слова в Давосе.
Следует отметить, что Ильхам Алиев, публично заявляя о политической и экономической поддержке Nabucco, считает, что «настало время объединить интересы всех участников проекта – поставщиков, транзитных стран и потребителей». При этом Баку отмечает необходимость достижения сразу нескольких целей. Во-первых, должны быть обеспечены надежные поставки. Во-вторых, налажен надежный маршрут поставок. И, наконец, цена должна быть справедливой, так как в отличие от нефти цена газа регулируется свободным рынком. В этом контексте Баку гарантирует предоставить партнерам не только свои энергетические коммуникации, но и обеспечить европейских потребителей собственным газом.
Как отметил Ильхам Алиев в Давосе, доказанные запасы газа в Азербайджане составляют 2 трлн. куб. м. По оценке специалистов, эти объемы вместе с неразведанными запасами могут составить 5–6 трлн. куб. м.
«Этого богатства нам хватит на последующие десятилетия. Конечно, мы должны планировать темпы нашей добычи, разрабатывать наши инвестиционные программы в соответствии с ситуацией на рынках и отношениями с транзитными странами. Чем больше стран будет покупать газ у Азербайджана, тем будет лучше для самого Азербайджана и полезно для этих стран», – считает Ильхам Алиев.
Однако свое участие в проекте Nabucco Баку намерен использовать и для получения дополнительных стратегических дивидендов. «Конечно же, нам хотелось бы увидеть дополнительные аспекты нашего сотрудничества. Мы не нуждаемся в финансовой поддержке, мы – самодостаточная страна. Нам нужны тесная интеграция, больше программ с Европейским союзом, совместные усилия, благодаря которым решаются проблемы, и эффективное партнерство. Для этого имеется хорошая основа. Уверен, что энергетические проекты укрепят это партнерство», – сказал Алиев в Давосе.
Похоже, эти посылы главы Азербайджана находят отклик в Европе. Во всяком случае, премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань заявил, что «Европа должна применять новый подход к странам, которые могут поставлять газ для трубопровода Nabucco. Все должны принять во внимание, что Азербайджан и Туркмения имеют честолюбивые цели не только для того, чтобы поставлять газ Европе. Эти поставщики рассчитывают на стратегическое сотрудничество. Их надо поддерживать технологиями, научными исследованиями», – сообщает венгерское информагентство MTI.
Напомним, что проект Nabucco, в котором участвуют 15 стран, предполагает транспортировку центральноазиатского и каспийского газа в европейские страны через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Он станет продолжением действующего газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум.
Участниками-компаниями строительства Nabucco с равными долями по 16,67% каждая являются на данный момент австрийская OMV Gas & Power GmbH, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE Supply & Trading GmbH. OMV и RWE учредили в декабре 2008 года в Лондоне компанию Caspian Energy Company (CEC), которая будет заниматься изучением возможностей транспортировки газа из Каспийского региона в Европу. Недавно польская газовая компания PGNIG также выразила готовность присоединиться к Nabucco.
Стоимость проекта оценивается в 7,9 млрд. евро. Предполагается, что треть расходов покроют акционеры, остальное – финансово-кредитные организации. Пропускная мощность газопровода длиной более 3,3 тыс. км составит 31 млрд. куб. м в год. Работы по его строительству планируется завершить до 2013 года. Ряд международных финансово-кредитных организаций уже изъявили готовность инвестировать в этот проект, который преследует цель диверсифицировать маршруты поставок газа в Европу в обход России.
Баку