Закан Джугелия славился как бескомпромиссный борец с наркотрафиком.
Фото ИТАР-ТАСС
Сразу о двух терактах, совершенных за минувшие сутки, говорили во вторник в Абхазии. В понедельник вечером на глазах у десятка свидетелей неизвестный застрелил первого заместителя министра внутренних дел Закана Джугелию. А на рассвете был взорван один из мостов через реку Ингури, разделяющую Абхазию и Грузию. В преступлениях некоторые должностные лица республики обвинили «грузинских террористов». Это, по их мнению, доказывает «необходимость укрепления границы» и «целесообразность усиления российского военного присутствия». Впрочем, факт взрыва моста абхазская сторона позже опровергла.
Заместитель министра внутренних дел Закан Джугелия около восьми вечера зашел в популярное кафе «Кики» в центре Сухума попить кофе. И там встретил смерть. Описания убийства чиновника парадоксальным образом расходятся. По утверждению одних свидетелей, он сидел за чашкой кофе, когда несколько человек из остановившейся машины открыли по нему огонь из обрезов. Другие уточняют, что Джугелию расстреляли в упор. Третьи говорят, что убийца был один, в маске, и стрелял из охотничьего ружья. Пострадавшего быстро доставили в республиканскую больницу, но врачи оказались бессильны. В Сухуме тотчас был объявлен план «Перехват», все силы милиции брошены на задержание преступника, но пока безрезультатно.
Разнобой в описаниях, по мнению криминалистов, не является чем-то из ряда вон выходящим: в стрессовой ситуации, в какой порой оказываются свидетели, «гипертрофируется окружающая реальность». Одной из первых распространившихся версий стал посыл о «грузинской диверсионной группе». В ее пользу косвенно говорило то, что, по слухам, Джугелия в дополнение к официальным служебным обязанностям курировал сопредельную с Грузией Восточную Абхазию, занимаясь там вербовкой граждан Грузии и привлекая их к шпионской деятельности. К тому же Джугелия отличился во время грузино-абхазской войны, имел награды за участие в ней, одним словом – вполне мог иметь злейших врагов «на той стороне». Правда, вскоре сухумчане перестали рассматривать эту версию в качестве основной. «Больше поговаривают о том, что убийство связано с приближающимися выборами президента – разборки в верхах, а покойный мог знать многое», – сказал «НГ» по телефону собеседник из Сухума. Эта доморощенная версия, однако, не вошла в список официальных, зато в него была включена «диверсионная».
Совместная группа из ведущих сотрудников Генпрокуратуры и МВД Абхазии под руководством начальника Следственного управления Генпрокуратуры Джемала Гогии выдвинула три версии: преступление может быть местью наркоторговцев или ОГП – за Джугелией числилось несколько раскрытых громких дел; убийство могли организовать криминальные авторитеты или нелегальные предприниматели для создания обстановки террора и демонстрации беспомощности правоохранительных органов; за убийством ради дестабилизации внутриполитической ситуации стоят спецслужбы иностранного государства. Какого именно, не говорится, но понятно и без уточнения. Сам Джемал Гогия сообщил также, что роковые выстрелы были произведены из охотничьего ружья типа «винчестер» и что уголовное дело возбуждено пока по статье УК Абхазии «Убийство в связи со служебной деятельностью».
В Тбилиси опровергли малейшую причастность к преступлению. «Несколько месяцев назад МИД Грузии выступил с официальным заявлением, в котором ответственность за все имеющиеся и будущие факты беззакония в Абхазии и Южной Осетии возложил на оккупационный режим, действующий на этих территориях», – заявил «НГ» источник в МВД страны и обратил внимание на подписанное во вторник между Министерством обороны Грузии и Миссией наблюдателей ЕС соглашение по обмену информацией о любых передвижениях грузинских подразделений в зонах, прилегающих к границам Абхазии и Южной Осетии. «Это сделано для прозрачности наших действий и во избежание каких-либо провокаций со стороны оккупационного режима», – заметил собеседник.
«Оккупационный режим» и «абхазские военизированные формирования» были обвинены грузинской стороной также во взрыве пешеходного моста через реку Ингури между селами Тагилони – на абхазской стороне и Шамгона – на грузинской. Однако во второй половине дня начальник Гальского РОВД Лоуренс Когония категорически опроверг эту информацию. «Никакого взрыва, как и выстрелов, сегодня не было», – сказал он журналистам. Что же касается убийства Закана Джугелии, то незадолго до подписания номера в печать представитель МВД Абхазии сказал «НГ», что «новых данных по делу нет».