Кормильцы таджикских семей теряют заработки за рубежом и возвращаются домой.
Фото автора
К двум имеющимся базам НАТО в Центральной Азии могут добавиться дополнительные военные перевалочные пункты на пути в Афганистан. Таков итог поездки главы Центрального командования США генерала Дэвида Петреуса, который за последние пять дней посетил Казахстан, Туркмению, Таджикистан и Киргизию.
Американский генерал едва уехал, а в Душанбе ожидают прибытия специальной рабочей группы Центрального командования США. Она займется реализацией достигнутого соглашения по обеспечению транспортных маршрутов для переброски дополнительных грузов в Афганистан. Это продиктовано намерениями нового президента США Барака Обамы увеличить дислоцированный там контингент на 30 тыс. военнослужащих. Эти планы связаны с активизацией талибов, установивших контроль над южной частью Афганистана.
Лишившись южных дорог для тылового обеспечения, американцы пытаются компенсировать их северными маршрутами. Один из них может пройти через Таджикистан. Как известно, республика соединена с Афганистаном 700-метровым автомобильным мостом через пограничную реку Пянж. Кстати, этот мост был построен при финансовой поддержке США. Не исключено, что Вашингтон вложится и в строительство железной дороги Душанбе–Нижний Пяндж–Герат–Мешхед. Тем более что эта дорога вписывается в проект трансконтинентальной железной дороги Line communication, которая должна соединить Восточную Европу с Афганистаном. США собираются выступить в качестве главного инвестора проекта.
Как сказал «НГ» директор Центра стратегических исследований при главе республики Сухроб Шарипов, «президент Эмомали Рахмон дал принципиальное согласие на расширение военного сотрудничества – если США понадобится помощь, то Таджикистан не откажет». Речь, по его словам, может идти пока только о технической посадке военных самолетов в душанбинском аэропорту или создании перевалочного пункта. Таджикистан участвует в антитеррористической операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Например, в рамках операции НАТО в душанбинском аэропорту расквартирована французская воздушно-десантная эскадрилья. К оказанию технической, транспортной помощи может добавиться и территориальная. Таджикский эксперт считает, что о создании военной базы речь пока не идет, но «препятствий для создания военного перевалочного пункта нет». «Если переговоры на эту тему начнутся, не исключаю, что Таджикистан ответит положительно», – сказал Шарипов. Он пояснил, что Душанбе заинтересован в стабильном Афганистане и нахождение там американцев – позитивный фактор для Таджикистана. «Нравится нам или нет, как ведется операция в Афганистане, но американцы принимают огонь на себя. А у нас благодаря этому появилась возможность развивать инфраструктуру страны и налаживать жизнь в республике. И не дай Бог, если американцы уйдут, вместо них воевать никто не пойдет – ни Россия, ни Китай», – сказал он.
За оказание такого рода услуг Таджикистан может получить от США дополнительную экономическую помощь. Например, соседняя Киргизия, где расположена военная авиабаза «Манас», по словам генерала Дэвида Петреуса, получает от Вашингтона 150 млн. долл. в год. Из которых 63 млн. долл. идет на оплату услуг за размещение, зарплату гражданам Киргизии, работающим на авиабазе, и прочее.
Для Таджикистана финансовый вопрос особенно важен, так как поступления от мигрантов в связи с мировым финансовым кризисом начали сокращаться, а их ежегодные переводы домой достигали 3 млрд. долл. в год. Ситуация может усугубиться уже весной, когда сезонным рабочим, которые вернулись из России, придется остаться дома. Работа в поле не только не принесет ощутимого заработка, но даже не даст возможности прокормиться. Сельские жители вынуждены перебираться в города. Однако там ситуация мало чем отличается. Если работу можно найти, то низкооплачиваемую. Между тем цены на продукты питания в Душанбе уже достигли московских. Высокая инфляция и снижающийся уровень жизни населения вынуждают таджикское правительство искать дополнительные источники доходов. Россия, на чью помощь рассчитывал Таджикистан, от инвестиций пока воздерживается.
В этих условиях готовность Душанбе расширять военное сотрудничество с США не стоит воспринимать как готовность сменить стратегического партнера, замечают местные эксперты. «Кто бы здесь ни находился у власти, отношения с Москвой всегда будут приоритетными. Более того, в принятии решений Таджикистан всегда будет учитывать позицию России», – сказал «НГ» директор Центра стратегических исследований Сухроб Шарипов.
Душанбе