На освещение памятника Рудаки электричества пока хватает.
Фото автора
В конце минувшей недели президент Таджикистана Эмомали Рахмон инициировал ряд громких отставок. В числе экс-чиновников оказались председатель энергокомпании «Барки точик» Шарифхон Самиев и главы унитарных госпредприятий «Таджикгаз» и «Таджикцемент» Фатхиддин Мухсиддинов и Махмадрахим Каримов. Эксперты связывают эти отставки с усугубляющимся энергетическим кризисом и сопровождающими его социальными проблемами.
С окончания гражданской войны Таджикистан не был в столь тяжелом положении, как в последние две зимы. Большая часть страны получает электричество строго дозировано, то и дело возникают проблемы с газоснабжением, растет безработица. Ситуация будет ухудшаться: метеорологи предрекают наступление серьезных холодов, а социологи предсказывают возвращение на родину из России большей части трудовых мигрантов.
Сатимжон (фамилию называть отказался) несколько лет проработал на стройках в Москве. Лишившись из-за кризиса работы, вернулся домой. К заработанным деньгам присовокупил взятые в долг и перекупил у знакомого простаивавшую мини-пекарню. «Сосед слукавил, сказал, что по состоянию здоровья не справляется с работой. Теперь-то я понимаю, что настоящая причина – энергокризис. Сейчас пекарня почти не работает. Долг растет, как возвращать – не знаю. Но президент взялся за дело, и появилась надежда», – рассказывает предприниматель.
В конце минувшей недели жители Таджикистана, у кого был свет, могли по любому из местных телеканалов наблюдать, как Эмомали Рахмон расправляется с высокопоставленными чиновниками, повинными, на его взгляд, в тяжелой обстановке в республике. Расширенное заседание правительства, транслировавшееся в прямом эфире, представляло собой отчет глав министерств и ведомств. После каждого выступления президент тут же указывал на недостатки и выносил решение. Отчитав, он отправил в отставку председателя энергокомпании «Барки точик» Шарифхона Самиева и глав унитарных госпредприятий «Таджикгаз» и «Таджикцемент» Фатхиддина Мухсиддинова и Махмадрахима Каримова.
Заместитель директора Центра стратегических и политических исследований Сайфулло Сафаров говорит, что этими отставками Эмомали Рахмон подчеркнул: требования к чиновникам будут ужесточаться. «Он четко обозначил направления экономической стратегии. Важнейшие из них – разрешение энергетического кризиса и создание рабочих мест. Созданию рабочих мест придается важное значение, потому что в связи с ограничением Россией рабочих квот для иностранцев мигранты начнут возвращаться на родину, и их надо будет трудоустроить», – сказал «НГ» Сафаров. По его словам, в разрешении проблем Таджикистан надеется на помощь друзей, в частности, на своего стратегического партнера – Россию, которая «могла бы, например, помочь в создании рабочих мест в сельскохозяйственной сфере путем микрокредитования хозяйств через систему сбербанков двух стран».
Однако похоже, что Россию продолжают считать стратегическим партнером больше в верхах. Рядовые душанбинцы постепенно меняют свое отношение. Группа молодых людей, гревшихся на выглянувшем солнце, узнав, что я из Москвы, обрушились с расспросами, почему российские власти инертны в борьбе с национализмом: за прошлый год в РФ погибли 700 таджиков, большинство из них были убиты.
То, что первыми жертвами президентской чистки стали представители энергетического сектора, не случайно. Рахмон указал на недопустимые потери электроэнергии, которые за последний год в денежном эквиваленте превысили 800 млн. долл. Основные должники – крупные предприятия. Это одна из причин того, что Таджикистан ввел жесткий режим экономии электричества. По вечерам столица Душанбе оказывается во тьме. Освещен (да и то частично) лишь главный проспект – имени Рудаки. Электричества не хватает даже на подсветку недавно построенного Дворца наций – гордости президента Рахмона.
С заходом солнца в Душанбе закрываются магазины и объекты, за исключением нескольких продовольственных торговых точек и элитных ресторанов. В жилых домах свет пока есть. Но холодно. Отапливаться электричеством накладно, так же как и вдвое подорожавшим газом: сегодня за 1 тыс. куб. м таджикистанцы должны платить 305 долл. Знакомая душанбинка Нигора, живущая в частном доме, построенном еще прадедом, рассказала, как, отчаявшись, домочадцы вспомнили про печь, которая в последние лет 50 была декоративной деталью жилища. «Повезло – на совесть раньше строили, только дымоход пришлось почистить», – рассказала Нигора «НГ». Но таких счастливцев единицы. В регионах положение никак не лучше: газ и уголь люди оплачивать не в состоянии, а света практически нет.
При этом объемы выработки электричества Нурекской ГЭС, как обычно, зимой уменьшаются. Сангтудинская ГЭС хотя и работает, но ее электроэнергии не хватает. Крупная авария на севере республике привела к полной остановке Кайракумской ГЭС, и без электричества осталась самая густонаселенная Согдийская область. Проблему электроснабжения власти попытались решить с помощью соседей. Ашхабад пообещал помочь, но соседний Узбекистан, ссылаясь на ремонт сетей, в транзите электричества отказывал. Очевидно, новому руководителю «Барки точик» предстоят сложные переговоры с узбекскими партнерами.
Ситуация в «Таджикгазе» не менее сложная, чем в электроэнергетической отрасли. В нынешнем году Узбекистан – поставщик газа Таджикистану – повысил в два раза цену, доведя до 240 долл. за 1 тыс. куб. м. При этом таджикское ведомство не расплатилось за полученное голубое топливо. Причина неуплаты – в неплатежеспособности основных потребителей. Только «Барки точик» и предприятие «Таджикцемент» задолжали «Таджикгазу» миллионы долларов, а платить нечем.
Лидер Социал-демократической партии Рахматилло Зоиров считает, что одними репрессивными мерами и директивами ничего не добиться. «Нужно определиться со стратегией реформ. Никакие перестановки в чиновничьей среде не помогут», – заявил он «НГ». По словам Зоирова, в высших эшелонах власти следует распределить права и обязанности, необходимо определиться с полномочиями премьер-министра, назначить ответственных за конкретные направления в экономике. «Необходимо создание полноценной системы государственного управления. Сейчас управление экономикой осуществляется инструкциями и указаниями президента. В такой ситуации кадровые изменения ни к чему не приведут, а кризис так и будет продолжаться», – сказал «НГ» Зоиров.
Душанбе