Президент Грузии наделил депутатов большими правами.
Фото Reuters
Сегодня парламент Грузии рассмотрит законодательную инициативу главы государства Михаила Саакашвили об урезании президентских полномочий в пользу высшего законодательного органа страны. Предложенные поправки в Конституцию упростят процедуру отставки правительства парламентом, а самого президента фактически лишат прав распустить парламент.
Грузия понемногу привыкает к новогодним сюрпризам от Саакашвили. На исходе прошлого года он подал в отставку и назначил досрочные президентские выборы. А в этом решил поделиться полномочиями с парламентом. Комментируя свою законодательную инициативу, Саакашвили заявил, что желает, чтобы парламент получил больше прав, а все государственные структуры стали подотчетными парламенту и народу.
«Все министерства будут обязаны представлять отчеты парламенту и в общем счете народу. Парламент будет вправе ставить вопрос об ответственности правительства, когда оно не будет справляться со своими обязанностями», – сказал президент. По его словам, задача в том, чтобы Грузия поэтапно перешла на классическую модель Старого Света. «Мы найдем ту европейскую модель, которая соответствует самому точному понятию демократии», – отметил он, добавив, что «грузинский народ будет главным хозяином в стране и все будут подотчетны ему».
Внезапный ход грузинского президента объясняется, пожалуй, двумя факторами. Во-первых, внутриполитическое положение в стране не сулит Саакашвили в наступающем году ничего хорошего: рейтинг властей чрезвычайно низок, а оппозиция, занятая перегруппировкой сил, уверена в том, что добьется проведения досрочных президентских и парламентских выборов весной 2009 года. К тому же в лице экс-спикера Нино Бурджанадзе и экс-посла в ООН Ираклия Аласания Михаил Саакашвили получил очень серьезных оппонентов. Во-вторых, в готовящееся к подписанию 4 января 2009 года рамочное соглашение между Грузией и США Вашингтон включил пункт, содержащий обязанность грузинских властей выполнять реформы по демократизации государства.
Своей законодательной инициативой Саакашвили попытался ответить на оба вызова: продемонстрировать населению, что ему претит авторитарный стиль правления, в чем его желчно обвиняют недавние сторонники, перешедшие в оппозицию, и одновременно укрепить позиции, существенно, если верить вернувшимся из США Бурджанадзе и Аласании, пошатнувшиеся в Вашингтоне. Правда, сам президент в последнее время давал понять, что это обстоятельство его не очень-то и заботит. Не случайно, представляя конституционные изменения, он подчеркнул, что все важные вопросы должен решать исключительно грузинский народ, а не кто-либо извне. И если раньше под аналогичными высказываниями Саакашвили как самой собой разумеющееся подразумевалось, что не Москве решать судьбу Грузии, то теперь, вероятно, к российской столице добавилась и американская.
Любопытно, что Ираклий Аласания, позиционирующийся в обществе едва ли не как главный оппонент президента, высоко оценил инициативу Саакашвили, а вот Нино Бурджанадзе обрушилась на него с очередной критикой, хоть и не имеющей прямого отношения к предлагаемым конституционным изменениям. В частности, она заявила, что грузинское руководство в последние дни избрало в отношении Запада «нежелательный тон», а сам Саакашвили пытается принизить активную положительную роль Запада в августовских событиях. «Наше руководство разговаривает в неприемлемой тональности, словно Запад не оказал нам помощь, когда нас бомбила Россия... То, что идущие на Тбилиси танки остановились, это заслуга Запада...» – заявила она. По ее словам, при этом власти не гнушаются из рамочного соглашения между Грузией и США, на основании которого будет вестись сотрудничество в различных сферах, устроить пиар-акцию. «Я приветствую то, что между нашими странами оформляется рамочное соглашение. Но в США у меня состоялись встречи в госадминистрации, Белом доме, Конгрессе, поэтому могу сказать, что существенная часть этого соглашения отличается от той рекламы, какую ведет наше руководство», – заявила экс-спикер парламента. Так, по ее словам, в документ не входит пункт о военном сотрудничестве, о чем без устали говорит руководство Грузии.