Грузинское вино еще не скоро дойдет до российского потребителя.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Глава «Роспотребнадзора» Геннадий Онищенко объявил о возможном возвращении на российский рынок грузинского вина и минеральной воды. Произошло это в среду на пресс-конференции. В Тбилиси слова чиновника встретили с изрядной долей скептицизма: когда речь идет о реальном возобновлении сотрудничества, то делаются предложения потенциальным партнерам, а не заявления на пресс-конференциях.
«Грузинское вино и минеральная вода могут вернуться на российский рынок, если производители обратятся с заявками в «Роспотребнадзор» и пройдут сертификацию», – заявил руководитель этой службы Геннадий Онищенко. Он подчеркнул, что в магазинах уже продаются вина из Молдавии и Абхазии, запрещенные в продаже почти одновременно с грузинским.
«Придут производители – будем рассматривать. Никто пока нам ничего не представил», – сказал Онищенко. По его словам, политика на ситуацию не влияет, и не имеет значения, есть или нет дипломатических отношений, был бы добросовестный предприниматель. «Обратится к нам добропорядочный производитель, если мы его сертифицируем, то все будет нормально», – заявил он и заметил, что запрет на торговлю грузинской продукцией был введен не из-за острых межгосударственных отношений, а из-за низкого качества товара, а также из-за большого количества подделок.
Эмбарго на грузинскую продукцию было введено в 2006 году. От неминуемого краха традиционную отрасль (на долю российского рынка приходилось 80–90% экспорта) спасали всем миром: страны-партнеры увеличили объемы закупок, а местные бизнесмены во главе с Бадри Патаркацишвили закупили у крестьян энное количество винограда и вина.
Принятие «Роспотребнадзором» запрета совпало с очередным обострением межгосударственных отношений, поэтому реакция Тбилиси была очень болезненной. Позднее, когда страсти улеглись, президент Михаил Саакашвили назначил всесильного в то время министра обороны Ираклия Окруашвили ответственным за положение дел в виноделии, и тот, прочесав регионы, выявил несколько подпольных заводов. Естественно, весь контрафакт, которого, к слову, было маловато для подрыва экономики и для нанесения ущерба здоровью россиян, был уничтожен, а сами мини-заводы закрыты. При этом министр наряду с недопустимыми заявлениями в адрес России признал наличие некачественной продукции. Одновременно были приняты жесткие меры по доведению качества винодельческой продукции до международных стандартов. В частности, все предприятия были обязаны обзавестись современными лабораториями по контролю за качеством.
Завершив эту часть «винодельческой программы», Тбилиси начал предпринимать попытки возвращения продукции на российский рынок. И тут стали происходить непонятные события: виноделы направляли письма в «Роспотребнадзор», но до Онищенко они не доходили; грузинские вина триумфально участвовали в международных выставках, в том числе не раз в России, а главный санитарный врач РФ их отсутствие на местном рынке объяснял низким качеством. При этом периодически Онищенко выступал с призывами, аналогичными заявлению, сделанному в среду: пусть обратятся с запросом, а мы готовы возобновить сотрудничество.
Президент Ассоциации виноделов Грузии Леван Коберидзе, комментируя готовность «Роспотребнадзора» к диалогу, сказал «НГ»: «Положа руку на сердце, я очень сомневаюсь в искренности слов господина Онищенко. Его заявление, мне кажется, имеет политическую подоплеку. Что значит – никто к нему из Грузии не обращался? Точно не вспомнить, сколько наших писем и обращений остались без ответа и сколько получили формальных отписок». По словам Коберидзе, в последний раз грузинская сторона представила свои соображения примерно полгода назад: «Роспотребнадзору» предлагалось принять участие в инспекциях грузинских винзаводов, предлагался совместный контроль на всех этапах: от выращивания винограда до бутылирования вина, участие в работе лабораторий по качеству, выражалась готовность рассмотреть любые встречные предложения и т.д. «Чего уж больше? Естественно, на ближайшем заседании ассоциации я поставлю коллег в известность об очередном предложении Геннадия Онищенко, и мы его обсудим. Но особого оптимизма я не испытываю – все наши предложения остаются в силе, глава «Роспотребнадзора» вряд ли забыл их. И если есть искреннее желание разрешить вопрос, то для этого существуют иные методы, а не заявления на пресс-конференции», – сказал «НГ» Коберидзе. Добиться комментариев на этот счет от «Роспотребнадзора» не удалось.
По словам же Коберидзе, грузинская сторона, конечно, хотела бы продавать вино в России, поскольку «рынок сбыта полностью восстановить не удалось, да и с учетом того количества, которое экспортировалось в Россию, – это было изначально непосильной задачей». Но и особых переживаний в отличие от первого года эмбарго уже нет – «мы трезво оцениваем состояние грузино-российских межгосударственных отношений». «Нам за эти несколько лет удалось продвинуть вина на других рынках. Достаточно сказать, что они успешно и в немалом количестве продаются во Франции и Испании – странах с высочайшей винодельческой репутацией», – заявил «НГ» Коберидзе и сообщил о новом успехе: существенно увеличивается объем экспорта в США.
Примерно так же отреагировали на заявление Геннадия Онищенко в пресс-службе одной из грузинских компаний, занимающейся розливом минеральной воды. «У нас не меньше десятка файлов, набитых письмами в «Роспотребнадзор». И напрямую посылали, и через посольство России, пока оно работало, и звонили – вразумительного ответа за эти три года не дождались. Говорите, Онищенко опять готов к сотрудничеству? Поставим в известность руководство, отошлем еще один пакет предложений – нам не привыкать», – сказал «НГ» работник пресс-службы.