Каспийской нефти хватит и для Европы.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Технико-экономическое обоснование Транскаспийской системы трубопроводов (ТКСТ) для транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки, включая строительство терминалов в Казахстане и Азербайджане и создание танкерного флота, будет подготовлено в 2009–2010 годах. Таков итог встречи в Баку представителей Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), казахстанской «КазМунайГаз» и иностранных нефтяных компаний, разрабатывающих месторождения «Тенгиз», «Кашаган» и «Карачаганак».
Как сообщил «НГ» источник в ГНКАР, в ходе консультаций решено, что первая очередь системы будет сдана в эксплуатацию в 2012 году, к концу которого Казахстан рассчитывает получить первую нефть на Кашагане. На встрече руководства нефтяных компаний обсуждались и другие вопросы реализации проекта ТКСТ, которая позволит создать надежную систему долгосрочной танкерной транспортировки нефти через нефтяные терминалы на казахстанском и азербайджанском побережье Каспийского моря и ее последующего экспорта с использованием трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) и другой инфраструктуры.
«Общая стоимость данного проекта составляет 3 миллиарда долларов. Азербайджан и Казахстан привлекут эти средства посредством получения кредита. Планируется, что ТКСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку 500 тысяч баррелей в сутки (23 миллиона тонн в год) с последующим увеличением до 750–1200 тысяч баррелей в сутки (35–56 миллионов тонн в год)», – заявил «НГ» руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан. По его словам, наряду с БТД Казахстан надеется использовать также трубопровод Баку–Супса, с дальнейшей доставкой нефти в Румынию, где «КазМунайГаз» купил два НПЗ.
Напомним, что принципиальное решение о создании ТКСТ было принято на самом высоком уровне. Межправительственный договор между Казахстаном и Азербайджаном о транспортировке казахстанской нефти через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы БТД подписан в июне 2006 года в Астане президентами Ильхамом Алиевым и Нурсултаном Назарбаевым. Помимо этого ряд договоренностей подписан между «КазМунайГаз» и SOCAR. В частности, 8 августа 2007 года в Астане были подписаны соглашение о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли и меморандум о совместной реализации Транскаспийского проекта. 14 ноября текущего года, как уже писала «НГ», между ГНКАР и «КазМунайГаз» было подписано очередное соглашение об основных принципах реализации Транскаспийского проекта, которое предусматривает создание совместной проектной компании, финансирование строительства, определение тарифов, поэтапное развитие и условия использования системы. Тогда же принявший участие в мероприятии министр энергетики и природных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев отметил, что в текущем году нефтедобыча в Казахстане составит 70 млн. тонн. Из этого объема экспортируется 63 млн. тонн, а 12 млн. тонн направлены на внутренние потребности страны. «Уже в 2015 году прогнозируется, что в Казахстане нефтедобыча составит 100 миллионов тонн. Таким образом, целесообразна транспортировка нашей нефти по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан», – заявил журналистам Сауат Мынбаев.
Следует отметить, что реализация проекта ТКСТ выгодна как Азербайджану и Казахстану, так и иностранным компаниям, задействованным в нефтяных проектах двух стран. Баку за счет транзита получит не только дополнительные доходы, но и обеспечит рентабельность трубопровода БТД. Астана реализует принцип многовекторности транспортировки своих энергоресурсов на мировые рынки. Что касается иностранных компаний, то они добьются снижения себестоимости добываемой и транспортируемой на мировые рынки нефти. Дело в том, что основные разработчики казахстанских месторождений в то же время являются акционерами трубопровода БТД. По этой причине они крайне заинтересованы в реализации проекта строительства Транскаспийской системы трубопроводов.
Баку