Нурсултан Назарбаев уверен в стабильности национальной валюты.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В пятницу в Казахстане состоится неформальный саммит глав некоторых стран СНГ. На предновогодний совет без галстуков приглашены президенты всех государств Содружества, кроме ГУАМ. Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия на этом мероприятии представлены не будут. Эксперты связывают этот факт с вопросом, который наряду с другими будет обсуждаться: возможности введения на территории этих государств региональной резервной валюты.
Встреча президентов в курортном местечке Боровом под Астаной состоится по инициативе главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. На ней будут отсутствовать руководители государств – членов ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия). Все остальные члены СНГ приглашение приняли.
О единой региональной валюте разговор пойдет не впервые. Этот вопрос в рамках ЕврАзЭС обсуждался в минувшую пятницу премьер-министрами Белоруссии и России Сергеем Сидорским и Владимиром Путиным. По завершении переговоров Сидорский заявил, что «российский рубль – наиболее предпочтительная региональная валюта, которая будет иметь устойчивый спрос на рынке СНГ». По его мнению, «привлечение доллара, валют иных государств спровоцирует ту нестабильность, которая называется мировым финансовым кризисом». Он также заметил, что Белоруссия и Россия должны и при взаимных расчетах уходить от конвертации рубля в доллар.
А глава Национального банка Белоруссии Петр Прокопович пошел дальше, сообщив белорусским журналистам, что вопрос о введении региональной резервной валюты практически решен на уровне премьер-министров стран ЕврАзЭС. Дело только за тем, деньги какого из государств СНГ будут положены в основу взаиморасчетов. Это, по мнению Прокоповича, может быть российский рубль или иная валюта.
«Введение российского рубля в качестве региональной валюты при взаимных расчетах станет для стран СНГ определенной антикризисной мерой в условиях общей финансовой нестабильности. Безусловно, российская сторона будет продвигать эту идею, будет доказывать ее перспективность, объясняя это давлением мировой экономики на доллар и его большей нестабильностью в дальнейшем», – сказал «НГ» эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. По его мнению, российский президент постарается убедить коллег по Содружеству, что у рубля большие перспективы и есть все основания говорить о его стабильности. При этом будет утверждаться, что кризис в России не такой жестокий, как в США и в странах активной долларовой зоны. «Возможно, подобные разъяснения будут подкрепляться обещаниями экономической помощи, в том числе кредитами на льготных условиях», – сказал Малашенко.
Однако предложение Москвы может не поддержать Астана. Как заметил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» казахстанский премьер-министр Карим Масимов, Астана заинтересована в том, чтобы российский рубль был полноценной конвертируемой валютой и «чтобы расчеты на нашей территории могли происходить в российских рублях». Но при этом подчеркнул, что «Российская Федерация, для того чтобы российский рубль реально состоялся как резервная валюта, должна пройти большой путь». «Нельзя принять декрет и объявить: «Рубль теперь валюта единственного расчета на всей территории ЕврАзЭС», – заявил Масимов.
По мнению эксперта московского Института стратегических исследований Аждара Куртова, нежелание Казахстана идти на введение региональной валюты объясняется прежде всего его амбициями. «Курс тенге по отношению к доллару пока не обрушился. А имея крепкую валюту, зачем им резервировать рубль?» – сказал Куртов. Схожей точки зрения придерживается его казахстанский коллега Досым Сатпаев, но при этом не исключает, что Москва, воспользовавшись кризисом, может укрепить позиции в регионе. «Сейчас для России сложилась благоприятная обстановка еще сильнее привязать к себе страны Центральной Азии, используя экономический, в частности финансовый, инструментарий», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. По его мнению, страны Центральной Азии вынуждены будут обратиться за экономической помощью к России, как это сделала Киргизия (республика получила 2 млрд. долл.).