Новый премьер Григол Мгалоблишвили «почистил» кабинет.
Фото Reuters
Вторую половину пятницы Грузия провела у экранов телевизоров в ожидании анонсированного днем обращения президента Михаила Саакашвили к нации. К этому времени стало известно о внезапных громких отставках и назначениях в правительстве, и циркулировали слухи, что глава государства может объявить о досрочном сложении полномочий. Однако поздно вечером местные телекомпании в прямом эфире транслировали встречу Саакашвили с премьер-министром Григолом Мгалоблишвили, на которой президент прокомментировал кадровые изменения, инициированные главой правительства.
Нелишне напомнить, что последний кабинет министров был утвержден парламентом чуть более месяца назад. Тем не менее Саакашвили сказал, что стране нужны «новая кровь и смелые, неординарные шаги».
Президент отметил, что, несмотря на то что обсуждение кадровых вопросов проходило долго – в течение последних нескольких недель, впервые «информация о грядущих переменах не просочилась в СМИ». Это, по его мнению, свидетельствует о хорошей координации, «отсутствии спекуляций и интриг на эту тему».
Саакашвили прав отчасти. Слив в прессу все-таки был. О том, что Ираклий Аласания уходит с должности постоянного представителя Грузии в ООН, а это, пожалуй, самая «рейтинговая» отставка, и писалось, и говорилось немало. Сам Аласания, которого прочат в президенты, заявил журналистам, что соответствующее заявление направил в МИД 4 декабря. Причем готов был и хотел сделать это раньше, но воздержался, исходя из государственных интересов – дождался завершения министериала НАТО в начале этого месяца. О мотивах своего решения, якобы не имеющего отношения к состоявшимся в пятницу перестановкам в правительстве, и о своих политических перспективах Аласания обещал поведать по возвращении в Грузию, после 10 декабря.
Однако Пикрия Чихрадзе – видный представитель оппозиционной партии «Новые правые», завершающей оформление альянса с авторитетной Республиканской партией, сообщила журналистам, что формирующаяся политическая сила ведет консультации с Аласанией, не имеющим своей команды. Естественно, такому авторитетному деятелю, как экс-посол в ООН, в этом оппозиционном движении будет предложено не рядовое членство. Но, с другой стороны, власти вроде не заинтересованы в переходе политика с безупречной репутацией в стан оппозиции. По слухам, ему может быть предложено освободившееся после отставки Давида Кезерашвили кресло министра обороны: не случайно преемника Кезерашвили – его заместителя Бату Кутелию – премьер Мгалоблишвили представил исполняющим обязанности министра.
Место Аласании в ООН, как предполагается, займет Александр Ломая, возглавлявший Совет национальной безопасности. О том, что ему будет предложено поработать на дипломатической ниве, но без уточнений, сообщил премьер-министр. О причинах отставки влиятельного чиновника ходит несколько версий. Согласно одной, Саакашвили был недоволен его недостаточной активностью во время августовской войны. По другой: бывший глава Фонда Сороса набрал чрезмерный, по мнению президентского окружения, политический вес. Впрочем, слухи о назначении Александра Ломаи постпредом в ООН пока не подтверждают ни он сам, ни источники в правительстве.
Бывший заместитель министра иностранных дел Григол Вашадзе, в ноябре назначенный министром культуры, недолго проработал на этой должности. Опытный дипломат возвращен в хорошо знакомые стены с максимальным повышением. Первым своим распоряжением новый министр обязал всех высокопоставленных подчиненных и послов Грузии за рубежом подать в отставку. Наблюдатели отмечают, что это вынужденная необходимая мера, поскольку в МИДе дела оказались сильно запущенными. Говоря о своем назначении, Вашадзе заявил, что надеется на нормализацию отношений с Россией, но не в ущерб трем факторам: суверенитету, независимости, территориальной целостности Грузии. Очевидно, с последним будут большие проблемы – Москва не раз подчеркивала, что статус Абхазии и Южной Осетии пересматривать не намерена. Тем не менее Вашадзе, которому молва приписывает серьезные связи в российском политическом истеблишменте и культурной сфере (жена Вашадзе – блистательная балерина, многолетняя прима Большого театра Нино Ананиашвили), надеется на лучшее. Помочь в непростой ситуации он в качестве советника-консультанта призвал министра иностранных дел времен Эдуарда Шеварднадзе Ираклия Менагаришвили.
Во власть была приглашена еще одна знаковая фигура того периода – экс-послу в России Зурабу Абашидзе предложили возглавить Министерство культуры. Однако и Менагаришвили, и Абашидзе отказались от должностей. Бывший министр сослался на важные обстоятельства и обязательства по нынешней работе в Фонде стратегических исследований, а экс-посол выразил надежду на то, что может принести большую пользу стране в той сфере, в какой имеет большой опыт – дипломатической, о чем собирается переговорить с новым главой МИДа в ближайшее время.
По словам политолога Рамаза Сакварелидзе, в отличие от прошлых случаев власть, осуществляя кадровые изменения, сделала акцент на профессионализм. «Новые руководители в наименьшей степени представляют политические группировки, и очевидно, что власть выбрала их по профессиональному признаку. Так, портфель министра обороны достался тому, кто фактически выполнял эту работу все последнее время. А МИД возглавил дипломат высокого ранга, который также не был замечен в каких-либо политических командах», – считает профессор Сакварелидзе.
Из ряда назначений по профпригодности выбивается лишь одно – портфель министра образования получил экс-министр юстиции Ника Гварамия. Это решение было раскритиковано оппозицией. Так, один из лидеров Республиканской партии Леван Бердзенишвили, назвав его «несоответствующим по всем параметрам», заявил, что на кадровые перестановки власти пошли из-за решения Ираклия Аласании. А бывший министр иностранных дел Саломе Зурабишвили считает, что никакие кадровые перестановки агонизирующий режим Саакашвили не спасут. В заявлении возглавляемой ею партии «Путь Грузии» говорится, что «нынешние власти и президент исчерпали ресурсы и возможности эффективного управления страной». «Если у Михаила Саакашвили остались политическая воля и желание того, чтобы страна избежала дестабилизации, он должен добровольно уйти в отставку, что позволит перевести страну в переходный период и даст возможность подготовить Грузию к досрочным, демократическим президентским и парламентским выборам», – цитируют Зурабишвили грузинские информагентства.